Исследователи выяснили, что взрослые люди с нарушениями обучаемости в три раза чаще других умирают от рака

Учёные из Университета Глазго (University of Glasgow) обнаружили, что люди с особыми потребностями чаще сталкиваются с раком, чем остальное население. Это было выявлено в ходе исследования, проведённого Шотландской обсерваторией по проблемам неспособности к обучению. Результаты были опубликованы в BMJ Open.

Исследование: взрослые с ограниченными возможностями обучения чаще умирают от рака

Исследование показало, что взрослые с трудностями в обучении чаще болеют метастатическим раком неопределённого происхождения (то есть, раком, который распространился на другие части тела). Также было обнаружено, что у людей с особыми потребностями в три раза больше шансов умереть от рака на поздней стадии по сравнению с остальным населением.

Наиболее распространённые случаи смерти от рака были одинаковыми как для женщин с нарушениями обучения, так и без них. Это включало рак молочной железы, рак пищеварительной системы (особенно колоректальный рак) и рак дыхательных органов. Однако у женщин с особыми потребностями был более высокий уровень смертности от рака молочной железы, а также от рака женских половых органов, включая рак яичников и тела матки.

Среди мужчин с ограниченными возможностями обучения наиболее распространённые случаи смерти от рака также были аналогичны общей популяции. Это включало рак пищеварительной системы (особенно колоректальный рак) и рак органов дыхания. Однако мужчины с нарушениями обучаемости чаще умирали от колоректального рака и рака неопределённого происхождения.

Ведущий исследователь доктор Лора Уорд (Laura Ward) выразила глубокую тревогу по поводу этих результатов. Она подчеркнула необходимость более раннего выявления рака у людей с ограниченными возможностями обучения, поскольку их рак часто обнаруживается слишком поздно.

Люди с ограниченными возможностями обучения продолжают сталкиваться с неравенством в отношении здоровья. Например, существует 20-летний разрыв в показателях смертности между этой группой и остальным населением, а также более высокая доля предотвратимых смертей. Многие виды рака считаются предотвратимыми или излечимыми, но до сих пор отсутствовали надёжные данные о различиях в заболеваемости раком и смертности от рака среди людей с ограниченными возможностями обучения и без них.

Имеющиеся данные подчёркивают необходимость повышения осведомлённости о симптомах рака среди взрослых с ограниченными возможностями обучения, их семей и лиц, осуществляющих уход. Это особенно важно для раннего выявления и участия в программах скрининга рака.

Сьюзан Моуг (Susan Moug),колоректальный хирург и почётный профессор Университета Глазго, подчеркнула важность поддержки людей с ограниченными возможностями обучения, их семей и лиц, осуществляющих уход, в получении информации о признаках и симптомах рака. Она также призвала к тому, чтобы инициативы общественного здравоохранения учитывали уникальные потребности этой группы, делая скрининг более доступным и помогая людям обращаться за помощью при потенциальных симптомах рака.

Профессор Дебора Кэрнс (Deborah Cairns), директор Шотландской обсерватории по проблемам неспособности к обучению и руководитель онкологической программы, отметила, что это первое исследование за более чем 20 лет, в котором сообщается о различиях в заболеваемости и смертности от рака между взрослыми с ограниченными возможностями обучения и остальным населением. Она подчеркнула, что многие виды рака можно предотвратить и/или лечить, и чем больше мы будем повышать осведомлённость о ранних признаках и симптомах, тем больше жизней мы сможем спасти.

Литература:
Laura McKernan Ward et al, Population-based cancer incidence and mortality rates and ratios among adults with intellectual disabilities in Scotland: a retrospective cohort study with record linkage, BMJ Open (2024). DOI: 10.1136/bmjopen-2024-084421