Женские кроссовки должны проектироваться заново, а не «уменьшаться и краситься в розовый», — исследователи

Производителям спортивной обуви следует отказаться от подхода «shrink it and pink it» — когда мужские модели просто делают меньше и окрашивают в «женские» цвета.
Такой подход игнорирует анатомические и биомеханические особенности женских стоп, утверждают исследователи в статье, опубликованной в журнале BMJ Open Sports & Exercise Medicine.


👟 Почему «уменьшенная копия» не работает

За последние 50 лет производители вложили миллиарды долларов в разработку кроссовок, повышающих комфорт, предотвращающих травмы и улучшающих результаты спортсменов.
Однако, как отмечают авторы исследования из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia, Канада),
почти все эти инновации разрабатывались на основе мужской анатомии.

При создании обуви используется трёхмерная форма — «last», или колодка, — чаще всего основанная на мужской стопе.
В большинстве случаев бренды просто уменьшают модель и перекрашивают её в розовый или пастельные тона,
вместо того чтобы адаптировать конструкцию под реальные различия женской стопы — более узкую пятку,
широкую переднюю часть и особенности свода.


🏃‍♀️ Что на самом деле нужно женщинам

Чтобы понять, какие характеристики важны для женщин, исследователи провели качественное исследование
с участием 21 бегуньи из Ванкувера — от любительниц до профессиональных спортсменок.
Возраст участниц — от 20 до 70 лет, опыт бега — от 6 до 58 лет,
а средний километраж — от 30 км в неделю у любителей до 45 км у соревнующихся бегуний.

Участницы выделили три ключевых фактора при выборе кроссовок:

  1. Комфорт и ощущение на ноге
  2. Профилактика травм
  3. Производительность

Большинство женщин отметили, что им необходимы:

  • более широкий носок (toe box);
  • узкая пятка;
  • усиленная амортизация.

Профессиональные бегуньи также предпочитали модели с карбоновой пластиной для повышения скорости,
но только если она не снижает комфорт.


🤰 Как изменяются потребности с возрастом и после родов

Матери, участвовавшие в исследовании, отметили, что во время беременности и после родов им требуется:

  • больший размер обуви;
  • более широкая колодка;
  • дополнительная поддержка и амортизация.

А у возрастных спортсменок возникала потребность в смягчении подошвы и стабилизации для защиты суставов.


🧩 Гендерный разрыв в дизайне спортивной обуви

Исследователи подчеркнули, что существующие женские модели часто создаются методом
«проб и ошибок», без чётких научных данных и обратной связи.

«Женщины адаптируются к существующим моделям, но их потребности редко учитываются
при разработке. Мы видим системный пробел в дизайне спортивной обуви,
основанном почти исключительно на мужской биомеханике»,
— говорится в выводах авторов.


📣 Выводы

Авторы исследования призывают индустрию спортивной обуви перейти от «уменьшенных мужских кроссовок»
к полноценным женским моделям
, созданным с учётом:

  • особенностей морфологии стопы женщин;
  • изменений тела в разные периоды жизни;
  • социальных и физиологических факторов, влияющих на активность.

«Нужно создавать обувь для женщин — не просто меньшего размера, а с нуля,
исходя из их физиологии, гормональных и биомеханических различий»,
— подытожили исследователи.


📘 Источник: 
«If a shoe had been designed from a woman’s foot, would I be running without getting the injuries?»: running footwear needs and preferences of recreational and competitive women runners across the lifespan, BMJ Open Sport & Exercise Medicine (2025). DOI: 10.1136/bmjsem-2025-002597

Medical Insider