Особенности работы головного мозга у детей с СДВГ

Особенности работы головного мозга у детей с СДВГ
Особенности работы головного мозга у детей с СДВГ

Не менее разнообразными и противоречивыми являются данные об особенностях функциональной организации мозга в процессе когнитивной деятельности у детей с СДВГ. У взрослых и детей с СДВГ исследования функциональной организации мозга с помощью методов нейровизуализации, включающей такие техники, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ (РЕТ)), функциональная ядерномагнитная томография (фЯМР (fMRI)), функциональная компьютерная томография (SPECT) и магнитно-резонансная спектроскопия (MRS), в подавляющем большинстве случаев проводятся совместно с исследованием особенностей внимания или управляющих функций, и отражают специфику функциональной организации именно этих процессов, и практически не в состоянии пролить свет на особенности других функциональных систем мозга.

В исследовании с применением функционального ядерно-магнитного резонанса Ц. Вайдя и соавт. [C.J. Vaidya et al., 1998] дети с СДВГ выполняли задание Go/no-go парадигмы (см. таблицу 2) до и после лечения метилфенидатом. По сравнению с детьми контрольной группы дети с СДВГ до лечения допускали достоверно больше no-go ошибок и демонстрировали большую активацию фронтальных регионов в течение эксперимента. В более поздней работе коллектива авторов, возглавляемых Ц.Вайдя [CJ. Vaidya et al., 2005], при выполнении фланкер (flanker) теста детьми с СДВГ комбинированного типа было отмечено редуцированное вовлечение фронто-стрио-височно- затылочной системы. В то время как тормозный контроль у детей контрольной группы осуществлялся фронто-стриарной системой, у детей с СДВГ – правой верхнее-теменной системой. В работе К. Рабия и соавт. [К. Rubia et al., 2000] подростки с СДВГ демонстрировали несколько замедленную реакцию по сравнению с контрольной группой и достоверно сниженную активность во фронтальных регионах правого полушария. В исследовании С. Дарстон и соавт. [S. Durston et al., 2003] дети с СДВГ делали достоверно больше ошибок в no-go ситуации и показывали достоверное уменьшение активации правой передней и средней фронтальной и медиальной извилин (right superior and middle frontal gyrus.). При исследовании группы пациентов с повреждением X хромосомы (у которых часто бывает и сопутствующий диагноз СДВГ) в сравнении с контрольной группой с помощью fMRI В. Меноном [V. Мепоп, 2004] так же были обнаружены различия в активации правой части лобной коры и стриатума. С этими результатами перекликаются данные, представленные в ряде электрофизиологических исследований. В работах С. Плиска и соавт., Дж. Смита [S.R. Pliszka et al., 2000; J.L. Smith, 2004] с использованием регистрации связанных с событием потенциалов было показано достоверное уменьшение волны N2 в правых лобных регионах у детей с СДВГ по сравнению с контрольной группой. Таким образом, результаты представленных выше исследований свидетельствуют о том, что причиной трудностей избирательного тормозного контроля у детей с СДВГ может быть дефицит активации фронтальных отделов правого полушария.

В работах других авторов можно найти указания на атипичное функционирование и других структур мозга при реализации различных когнитивных задач. Исследования локального кровотока у испытуемых с дефицитом внимания выявили большой процент лиц с СДВГ со значительным снижением функциональной активности в префронтальныох, фронтальных, премоторных и сенсомоторных областях. Причем такое функциональное снижение было часто более выражено в левом полушарии. Так, Д. Амен [1997] показал, что у испытуемых с дефицитом внимания в 65% случаев отмечается значительное падение локального кровотока в префронтальной коре при выполнении СРТ (continues performance task) по сравнению с 5% в контрольной группе. В работе Г. Буша и соавт. [G. Bush et al, 1999] сообщается о билатеральном увеличении активности структур, входящих в фронто-стрио-инсуло-таламическую нейросеть, и отсутствии усиления активности цингулярной коры, характерной для контрольной группы у взрослых с СДВГ в процессе выполнения Струп теста. Й. Зангом и соавт. [Y.F. Zang et al, 2005] у детей с СДВГ показано снижение активации префронтальной коры, цингулярной коры, базальных ганглиев, инсулы и мозжечка при выполнении Струп теста в ситуации интерференции, и, вместе с тем, увеличение активации этих структур при выполнении нейтральной части Струп теста. При исследовании специфики коркового контроля паттернов движения в процессе выполнении теппинг теста у детей с СДВГ по сравнению с контрольной группой С. Мостовским и соавт. [S.H. Mostofsky et al, 2006] обнаружена сниженная активация контралатеральной моторной коры и правой париетальной коры. Эти данные свидетельствуют о том, что у детей с СДВГ нарушено функционирование системы коркового контроля паттернов движения. В исследовании системы «внимание – действие» (action-attentional) при использовании парадигмы «мысленное вращение» (mental rotation paradigm) Т. Силком и соавт. [Т. Silk et al, 2005] у подростков с СДВГ комбинированного типа была показана сниженная активация таламуса и структур коры, включая поля 46, 39, 40 по Бродману, верхнетеменное (7) и лобно-центральное (10) поля и, в то же время, повышенная активация теменной сети внимания. В специальном исследовании дисфункции нейрональных систем, обеспечивающих реализацию различных компонентов внимания – бдительности (alerting), перефокусировки (reorienting) и контроля деятельности (executive control) у детей с СДВГ, выполненном К. Конрад и соавт. [К. Konrad et al, 2005], было обнаружено нетипичное вовлечение отдельных структур мозга для всех трех функциональных систем внимания: меньшая активации правой передней цингулярной извилины при выполнении заданий на бдительность, большая фронто-стрио-инсулярная активация при перефокусировке внимания и сниженная фронто-стриарная активация при контроле деятельности.

Анализ литературных данных о биологических факторах возникновения синдрома СДВГ на всех уровнях организации мозга от генетического до когнитивно-поведенческого указывает на его гетерогенность и необходимость дифференцированной оценки. Для понимания природы особенностей познавательной деятельности у детей с различными типами СДВГ и выявления основных нейрофизиологических факторов, лежащих в их основе, представляется необходимым исследование центрального звена этого синдрома – нарушения процессов внимания, которое в соответствии с современными представлениями играет базовую роль в формировании любой деятельности.