Как дети с нарушением слуха учатся говорить

Кохлеарные импланты дают детям с тяжёлой потерей слуха шанс научиться говорить, однако звуки, которые они передают, отличаются от естественного слуха. Это затрудняет связь между тем, как ребёнок двигает ртом, и тем, что он слышит.

Исследователь Мэттью Масаполло (Matthew Masapollo, Ph.D.) из Колледжа объединённых медицинских наук Университета Оклахомы (University of Oklahoma College of Allied Health) изучает, как дети осваивают моторные навыки речи — как губы, язык, челюсть и другие структуры координируются, чтобы оживить голосовой тракт.

«Производство речи — это сложная хореография, включающая более 100 мышц, — объясняет Масаполло, доцент кафедры наук о коммуникации и нарушениях речи. — Эти движения начинаются от гортани и заканчиваются губами, вовлекая весь голосовой тракт. Даже простое выдыхание превращается в звуки, с помощью которых мы передаём мысли. Поэтому крайне важно разрабатывать новые методы помощи детям, испытывающим трудности с освоением речи и языка».


👂 Парадокс кохлеарного импланта

Ранние эксперименты Масаполло показали, что люди с нормальным слухом сильно зависят от звуковой обратной связи при речи: если перекрыть слух, движения становятся менее точными.

Но у пользователей кохлеарных имплантов наблюдалось обратное — их речь становилась точнее, когда имплант отключали.

«Мы предполагаем, что при искажённом слуховом сигнале человек больше опирается на ощущения во рту и движениях языка, — говорит Масаполло. — Это похоже на то, как глухие люди лучше читают по губам: если слуховой канал ослаблен, мозг компенсирует это другими сенсорными системами».


⚗️ Как исследуют речь

Чтобы проверить гипотезу, Масаполло использует технологию электромагнитной артикуграфии (EMA).
К губам, языку и челюсти участника прикрепляют миниатюрные медные датчики, а магнитное поле отслеживает их движения в 3D-пространстве.

Дополнительно используется ультразвуковой зонд под подбородком, который помогает видеть движение языка в реальном времени.
Всё это синхронизируется со звуком речи, что позволяет точно понять, как движения формируют акустику.

Учёные также сотрудничают с оториноларингологами под руководством доктора Марка Мимса (Mark Mims, M.D.) из Университета Оклахомы, проводя эксперименты с блокадой сенсорных нервов голосового тракта, чтобы выяснить, как отсутствие чувствительности влияет на контроль речи.


🧠 Сенсорная обратная связь — ключ к обучению речи

Если гипотеза Масаполло подтвердится, это может означать, что оптимальное обучение детей с кохлеарными имплантами должно включать не только слуховую стимуляцию, но и тренировку моторных ощущений — например, через устройства, помогающие «почувствовать», как создаётся звук.

«Когда ребёнок не слышит звуковые последствия своих движений, его тело начинает полагаться на тактильные ощущения.
Освоение этого типа сенсорной обратной связи может стать ключом к развитию речи у детей, рождённых с глухотой», — отмечает исследователь.


📊 Ключевые факты

  • 🧠 Исследователи изучают, как дети с кохлеарными имплантами осваивают координацию движений речи.
  • 👂 При отключении импланта их речь становится точнее — мозг полагается на ощущения вместо слуха.
  • ⚗️ Используется электромагнитная артикуграфия и ультразвуковое картирование языка.
  • 💡 Результаты могут помочь создать новые методы логопедической и моторной терапии для детей с нарушением слуха.

Medical Insider