Чуткое воспитание и посещение дошкольных учреждений могут способствовать академической устойчивости у недоношенных детей

Недоношенные дети, рожденные на сроке 34-36 недель беременности, составляют большинство недоношенных детей и подвергаются большему риску задержки в учебе по сравнению с доношенными детьми. Согласно новому исследованию, определенные факторы, в том числе низкий уровень образования матери, пренатальное употребление табака, близнецы/многоплодная беременность и мужской пол, повышают риск отставания в математике и чтении в детском саду у поздних недоношенных детей. Однако чуткое воспитание и зачисление в дошкольные учреждения — это два возможных способа снизить риск позднего преждевременного рождения и повысить академическую устойчивость. Результаты исследования опубликованы в журнале Pediatric Research.

Новизна исследования

«Наши результаты подчеркивают возможность для специалистов в области педиатрии предлагать стратегии профилактики родителям поздних недоношенных детей, чтобы снизить академический риск и повысить академическую устойчивость посредством чуткого воспитания», — комментирует автор исследования Прачи Шах (Prachi Shah), педиатр по развитию и поведению в Детской больнице К.С. Мотта при Мичиганском университете здравоохранения (University of Michigan Health C.S. Mott Children’s Hospital).

Педиатры могут способствовать чуткому родительскому воспитанию посредством содействия ранним здоровым отношениям, когда родители обеспечивают безопасные и стабильные отношения со своими детьми.

«Мы обнаружили, что ранний опыт чуткого воспитания был связан с ранними успехами в учебе у поздних недоношенных детей», — добавляет Шах.

Отслеживание академических траекторий

Данные для исследования были собраны в рамках лонгитюдного исследования Early Childhood Longitudinal Study, Birth Cohort. В этом общенациональном репрезентативном долгосрочном исследовании, спонсируемом Министерством образования США, приняли участие тысячи детей с момента их рождения в 2001 году.

Ученые отслеживали академические траектории 1200 недоношенных детей с течением времени, используя оценки развития, записанные в девять месяцев и 24 месяца, а затем оценки по чтению и математике в дошкольных учреждениях.

У большинства недоношенных детей траектории раннего чтения были на уровне или выше среднего по сравнению с доношенными детьми, но они имели более низкие средние баллы по математике во все моменты времени с наибольшим разрывом в успеваемости в детском саду.

Хотя точно неясно, почему у недоношенных детей наблюдается уязвимость к математическому развитию, но не к чтению, исследователи предполагают, что разница может быть результатом уникальных особенностей развития мозга, включая структурные изменения в нервных путях, связанных со зрительно-конструктивными навыками.

Риск и устойчивость

Субоптимальные академические траектории среди поздних недоношенных детей были связаны как с психосоциальными факторами риска (неполным образованием материи в средней школе), так и с биологическими факторами риска — двойной или многоплодной беременностью, воздействием табака внутриутробно или мужским полом.

Повышенный академический риск у поздних недоношенных детей может быть связан с функциональными различиями в нейронных связях или с половыми различиями, которые способствуют различиям в обучении и успеваемости. Однако точный механизм этого неясен.

Результаты исследования показывают, что родители недоношенных детей могут добиться более оптимальных результатов в раннем обучении с помощью вмешательств, которые способствуют чуткому воспитанию в раннем детстве. Зачисление в дошкольные учреждения в сочетании с поддержкой развития до поступления в школу также может помочь снизить академические риски и поддержать ранние академические достижения.

«Это первое исследование, в котором изучаются академические траектории поздних недоношенных детей от младенчества до детского сада, а также связанные с ними предикторы академической устойчивости и риска», — отмечает Шах.

«Теперь, когда мы определили закономерности и предикторы развития навыков чтения и математики, мы можем способствовать разработке педиатрических рекомендаций, которые помогут поздним недоношенным детям, а это большинство детей, рожденных недоношенными, развиваться в период до детского сада», — заключает Шах.

Авторы другого исследования утверждают, что дети, рожденные недоношенными, чаще страдают астмой или ХОБЛ во взрослом возрасте.