В нашей повседневной жизни экраны стали неотъемлемой частью. Они присутствуют везде, и это означает, что они также стали частью жизни детей. Но какое влияние это оказывает на развитие их мозга, особенно на важные языковые навыки? Чтобы понять это, ученые из Эстонии опросили родителей более 400 детей на предмет использования ими экрана, использования экрана их детьми и языковых навыков их детей.
Учёные выяснили, что родители, которые много времени проводят за экранами, воспитывают детей, которые также часто используют экраны. Более того, оказалось, что чем больше времени дети проводят перед экраном, тем хуже у них развиваются языковые навыки.
«Наше исследование демонстрирует, что то, как дети используют экран, во многом похоже на то, как его используют их родители», — рассказывает доктор Тия Тулвисте (Tiia Tulviste) из Тартуского университета (University of Tartu). Она является ведущим автором исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Frontiers in Developmental Psychology.
«Исследователи, изучающие детский язык, подчёркивают, что для полноценного языкового развития ребёнка необходимо ежедневное общение со взрослыми, в котором он активно участвует. Однако мы знаем, что многие члены семьи проводят много времени у экранов устройств. Поскольку время ограничено, нам важно понять, как это соперничество между личным общением и временем, проведённым перед экраном, влияет на развитие речи ребёнка».
Разговоры или технологии?
Во многих культурах дети в основном изучают язык, общаясь со взрослыми. В ходе таких бесед они узнают новые слова и грамматические конструкции. Однако наличие экранов может помешать этому процессу, особенно если взрослого отвлекают текстовые сообщения и уведомления.
Чтобы понять, как экраны влияют на развитие детей, нужно учитывать разные типы устройств, которые они используют, и цели их использования. Также важно рассмотреть экраны, которые используют взрослые в их окружении.
Тулвисте и его соавтор, доктор Яан Тулвисте, провели исследование, в ходе которого опросили репрезентативную выборку эстонских семей. В частности, они опросили 421 ребёнка в возрасте от двух с половиной до четырёх лет.
Родителям было предложено оценить, сколько времени члены их семьи будут проводить за экранами различных устройств в обычный выходной день. Опрос касался разных целей использования этих устройств.
Также участников опроса спросили, сколько времени из отведённого на просмотр семья потратит на экран, например, при совместном просмотре фильма. В завершение родителям предложили заполнить анкету, которая поможет оценить языковые навыки их детей.
Исследователи разделили людей на три группы в зависимости от того, как часто они используют экранные устройства: с высоким, низким и умеренным уровнем использования. Затем они проанализировали полученные данные, чтобы определить, есть ли связь между тем, как часто пользуются экранами родители, и тем, как часто это делают их дети.
Они установили, что родители и дети обычно имеют схожие привычки в использовании гаджетов: если родители часто пользуются экранами, то и дети проводят за ними много времени.
Затем исследователи изучили языковое развитие детей в зависимости от их возраста и обнаружили, что те дети, которые меньше пользуются гаджетами, показывают более высокие результаты как в грамматике, так и в словарном запасе. Ни один из видов использования экрана не оказал положительного влияния на языковые навыки детей.
«Хотя чтение электронных книг и игра в развивающие игры могут предоставить возможности для изучения языка, особенно для детей старшего возраста, исследования показывают, что в первые годы жизни наиболее важным фактором является ежедневное двустороннее вербальное общение между родителем и ребёнком», — отметил Тульвисте.
Веселье и игры?
Использование экранов для видеоигр заметно ухудшило языковые навыки детей, вне зависимости от того, кто из родителей играл с ними.
Тулвисте пояснил, что такие результаты могут быть связаны с культурными факторами: «Для детей этой возрастной группы в Эстонии существует ограниченное количество компьютерных игр, которые способствовали бы их развитию. Игры на иностранном языке с небольшим количеством интерактивных элементов или только визуальным контентом, возможно, не дают больших возможностей для изучения языка и развития коммуникативных навыков».
Авторы подчеркнули необходимость проведения дополнительных исследований, чтобы понять, как пандемия повлияла на описанные закономерности. Изначально они собирали данные в 2019 году. Было бы также полезно узнать, как профили всей семьи меняются с течением времени, используя продольные исследования, которые отслеживают семьи на протяжении всего периода взросления детей.
«Это исследование проводилось в формате одномоментного среза, то есть мы наблюдали за каждым участником только один раз и не отслеживали изменения в их состоянии в течение длительного времени», — пояснил Тулвисте.
«Кроме того, данные были собраны до пандемии COVID-19. Интересно будет узнать результаты будущих исследований о развитии речи и влиянии использования экранов во время пандемии».
Литература:
Weekend screen use of parents and children associates with child language skills, Frontiers in Developmental Psychology (2024). DOI: 10.3389/fdpys.2024.1404235
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];