Ученые из Королевского Холлоуэя Лондонского университета (Royal Holloway) заявляют, что дети и подростки с интересом изучают новые слова вплоть до взрослой жизни. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Developmental Science.
В исследовании, проведенном профессором Салони Кришнаном (Saloni Krishnan) с факультета психологии, изучалось, насколько детям и подросткам нравится изучать значение новых слов, а также насколько хорошо они запоминают их с течением времени. Ученые заявляют, что такое обучение может иметь внутреннюю мотивацию.
Недавние исследования показали, что взрослые испытывают чувство вознаграждения или «кайфа», когда успешно изучают новые слова, что значительно улучшает долговременное сохранение в памяти вновь приобретенных слов. Это связано с дофаминергической цепью в головном мозге, которая обычно активируется в ответ на внешнее вознаграждение, например, денежное.
Ученые в этом исследовании решили применить эти результаты к детям, чтобы выяснить, чувствуют ли они то же самое при изучении и запоминании новых слов.
В научной работе приняли участие 345 детей в возрасте от 10 до 18 лет. Детям было предложено 40 заданий для самостоятельного обучения, которые включали в себя соединение двух предложений в пары, чтобы понять смысл нового слова, которое они изучают.
Детям было поручено определить значение нового слова, сделав предсказание на основе контекста предложения. Затем их попросили оценить свои эмоции, включая уверенность, счастье и волнение, после каждого вопроса.
Исследование показало, что дети и подростки не только выучили и запомнили слова, но и обнаружили, что опыт успешного обучения доставляет им удовольствие. Это первая демонстрация того, что изучение языка по своей сути приносит пользу детям и дает ключ к пониманию того, почему мы ищем слова и получаем от них удовольствие (в отличие от наших ближайших эволюционных родственников, шимпанзе).
Профессор Салони Кришнан заключает: «Было важно провести это тщательное исследование, чтобы понять, почему дети учат слова. Наши результаты убедительно показывают, что дети находят такое обучение по своей сути полезным и не нуждаются во внешних наградах. Я думаю, что получение удовольствия является важным сигналом для поиска новых знаний и пополнения словарного запаса. Это помогает нам определить аспекты обучения, которые дети находят полезными, и в будущем может помочь нам разработать более увлекательные программы. Например, в моей лаборатории мы сейчас оцениваем, испытывают ли нейроотличные дети, такие как дети с дислексией, вознаграждение таким же образом».
Литература:
Amrita Bains et al, The role of intrinsic reward in adolescent word learning, Developmental Science (2024). DOI: 10.1111/desc.13513
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.