Уроки плавания часто отбивают у детей желание просто развлекаться в бассейне, говорится в исследовании

Обучение плаванию не только потенциально спасает жизнь: оно также обеспечивает тренировку всего тела, что способствует здоровью сердечно-сосудистой системы и легких. Хотя в странах с высоким уровнем дохода большинство детей учатся плавать, лишь немногие впоследствии посещают плавательный клуб.

Авторы исследования из Нидерландов показали, что способ преподавания уроков плавания можно улучшить. Это может стимулировать большее число детей к продолжению занятий. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Sports and Active Living.

Актуальность исследования 

Автор исследования Карола Минкельс (Carola Minkels), научный сотрудник факультета наук о двигательной активности человека Амстердамского свободного университета (Free University Amsterdam), комментирует: «Здесь мы показываем, что уроки плавания в Нидерландах плохо поддерживают внутреннюю мотивацию детей: их потребность в самостоятельности подавляется, в то время как потребности в компетентности и связях поддерживаются лишь слабо».

«К счастью, мы также показываем, что учителей по плаванию можно научить лучше удовлетворять эти потребности, если они примут программу обучения плаванию, специально разработанную для этого».

68% голландских детей в возрасте от шести до семи лет и 97% детей в возрасте от 11 до 16 лет имеют как минимум базовый диплом (А) по плаванию, а 78% и 32% детей в возрасте от 11 до 16 лет также имеют продвинутые уровни B и C. Опрос среди голландских учителей по плаванию показал, что 70% обеспокоены тем, что их бывшие ученики после получения дипломов слишком редко занимаются плаванием, из-за чего их навыки могут ухудшиться.

Теория самоопределения

Минкельс с соавторами наблюдали, как обычно преподают плавание, и оценивали уроки в свете «теории самоопределения» человеческой мотивации и личности. Согласно этой теории, мы получаем больше удовольствия от деятельности и упорствуем в ней, когда мы самоопределяемся, то есть обретаем и сохраняем мотивацию без подстрекательства или контроля.

«Мотивация является необходимым условием для всех форм обучения, включая двигательное обучение. Поэтому более мотивирующий стиль обучения с большей вероятностью улучшит навыки плавания у детей», — дополняет Минкельс.

Теория самоопределения утверждает, что самостоятельность, компетентность и социальные связи совместно формируют самоопределение. Самостоятельность означает нашу потребность чувствовать контроль над своим выбором, поведением и целями без внешнего контроля. Компетентность означает нашу потребность чувствовать себя эффективными в своем поведении, тогда как социальные связи — это наша потребность чувствовать связь и принадлежность к социальной группе.

Рейтинг стилей преподавания

Исследователи изучили 128 уроков плавания в 42 школах плавания, каждая из которых преподавалась разными учителями. 25% этих учителей прошли обучение по программе обучающего курса EasySwim, основанной на теории самоопределения. Между тем, 75% прошли обучение на одном из трех других курсов, которые не были связаны с теорией самоопределения. Каждый урок длился от 30 до 120 минут, в нем участвовал от двух до 21 ребенка в возрасте от четырех до десяти лет, все – начинающие пловцы.

Два независимых наблюдателя фиксировали каждое указание, демонстрацию, вербальную речь и действие учителя. В конце урока они дали каждому учителю оценку по семибалльной шкале Лайкерта, разработанной и подтвержденной в предыдущем исследовании стилей преподавания, отдельно за то, насколько сильно она или он препятствовали или поддерживали автономию, компетентность и социальную связь. Чем выше балл, тем больше такое поведение поддерживает эту потребность.

Средние оценки автономии, компетентности и связи составили 3,50, 4,33 и 5,5 балла.

Возможности для улучшения

«Инструкторы получили значительно более низкие баллы по использованию автономии на уроках плавания, чем по использованию компетентности и взаимосвязи», – пишут авторы.

Исследователи пришли к выводу, что существуют возможности для улучшения стиля преподавания учителей плавания в Нидерландах, особенно с точки зрения воспитания самостоятельности у детей.

Важно отметить, что учителя, прошедшие обучение по программе EasySwim, имели значительно более высокие показатели самостоятельности, а это означает, что их можно научить воспитанию трех основных потребностей.

«Мы рекомендуем инструкторам по плаванию использовать стиль обучения, который поддерживает самостоятельность, компетентность и взаимосвязь. Мы ожидаем, что такой стиль обучения не только будет стимулировать детей совершенствовать свои навыки плавания, но также получать от этого удовольствие и продолжать плавание, как только они научатся плавать, например, вступив в клуб», — заключила Минкельс.

Статья по теме: Когда детей нужно учить плавать?