Крупное исследование, опубликованное в журнале «JAMA Network Open», показывает, что даже незначительное повышение уровня свинца в крови у детей раннего возраста связано с устойчивым снижением академической успеваемости на протяжении всей школьной карьеры. Работа проводилась под руководством научного сотрудника Джорджа Уэби (George Wehby) из Университета Айовы (University of Iowa).
Методы исследования
Ученые проанализировали данные:
-
305 256 детей, рожденных в Айове с 1989 по 2010 год
-
1,78 млн наблюдений об успеваемости с 2 по 11 класс
-
Результаты тестов по математике и чтению
-
Показатели содержания свинца в крови, измеренные в среднем в возрасте 1,9 года
Особое внимание уделялось двум группам:
-
Дети с уровнем свинца ниже 3,5 мкг/дл (37,7% выборки)
-
Дети с уровнем 3,5 мкг/дл и выше
Основные результаты
-
Для уровней ниже 3,5 мкг/дл:
-
Повышение на 1 единицу → снижение результатов:
-
Математика: -0,47 процентиля
-
Чтение: -0,38 процентиля
-
-
-
Для уровней 3,5 мкг/дл и выше:
-
Повышение на 1 единицу → более выраженное снижение:
-
Математика: -0,52 процентиля
-
Чтение: -0,56 процентиля
-
-
-
Долгосрочный эффект:
-
Негативное влияние сохранялось с 2 по 11 класс
-
Наибольшее снижение по математике наблюдалось в 9 классе, по чтению — во 2 классе
-
Практическое значение
Научный сотрудник Джордж Уэби (George L. Wehby) отмечает:
«Наши данные показывают, что даже уровни свинца, считающиеся безопасными, влияют на когнитивное развитие. Необходимо пересмотреть текущие референсные значения»
Рекомендации исследователей
-
Снизить пороговые значения для вмешательства (сейчас 3,5 мкг/дл)
-
Усилить профилактику воздействия свинца:
-
Контроль состояния старых зданий
-
Мониторинг качества воды
-
Регулярное тестирование детей из групп риска
-
Заключение
Это исследование подтверждает, что не существует безопасного уровня воздействия свинца на детей. Полученные данные могут изменить подходы к ранней диагностике и профилактике когнитивных нарушений, связанных с этим токсичным металлом.
Литература:
George L. Wehby, Early-Life Low Lead Levels and Academic Achievement in Childhood and Adolescence, JAMA Network Open (2025). DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2025.12796

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – [email protected];