Даже минимальное воздействие свинца снижает успеваемость школьников

Крупное исследование, опубликованное в журнале «JAMA Network Open», показывает, что даже незначительное повышение уровня свинца в крови у детей раннего возраста связано с устойчивым снижением академической успеваемости на протяжении всей школьной карьеры. Работа проводилась под руководством научного сотрудника Джорджа Уэби (George Wehby) из Университета Айовы (University of Iowa).

Методы исследования

Ученые проанализировали данные:

  • 305 256 детей, рожденных в Айове с 1989 по 2010 год

  • 1,78 млн наблюдений об успеваемости с 2 по 11 класс

  • Результаты тестов по математике и чтению

  • Показатели содержания свинца в крови, измеренные в среднем в возрасте 1,9 года

Особое внимание уделялось двум группам:

  1. Дети с уровнем свинца ниже 3,5 мкг/дл (37,7% выборки)

  2. Дети с уровнем 3,5 мкг/дл и выше

Основные результаты

  1. Для уровней ниже 3,5 мкг/дл:

    • Повышение на 1 единицу → снижение результатов:

      • Математика: -0,47 процентиля

      • Чтение: -0,38 процентиля

  2. Для уровней 3,5 мкг/дл и выше:

    • Повышение на 1 единицу → более выраженное снижение:

      • Математика: -0,52 процентиля

      • Чтение: -0,56 процентиля

  3. Долгосрочный эффект:

    • Негативное влияние сохранялось с 2 по 11 класс

    • Наибольшее снижение по математике наблюдалось в 9 классе, по чтению — во 2 классе

Практическое значение

Научный сотрудник Джордж Уэби (George L. Wehby) отмечает:

«Наши данные показывают, что даже уровни свинца, считающиеся безопасными, влияют на когнитивное развитие. Необходимо пересмотреть текущие референсные значения»

Рекомендации исследователей

  1. Снизить пороговые значения для вмешательства (сейчас 3,5 мкг/дл)

  2. Усилить профилактику воздействия свинца:

    • Контроль состояния старых зданий

    • Мониторинг качества воды

    • Регулярное тестирование детей из групп риска

Заключение

Это исследование подтверждает, что не существует безопасного уровня воздействия свинца на детей. Полученные данные могут изменить подходы к ранней диагностике и профилактике когнитивных нарушений, связанных с этим токсичным металлом.

Литература:
George L. Wehby, Early-Life Low Lead Levels and Academic Achievement in Childhood and Adolescence, JAMA Network Open (2025). DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2025.12796