Ограничьте использование экрана детьми до шести лет, советует психолог

«Дети, которые постоянно контактируют с экранами мобильных телефонов, планшетов или компьютеров, более раздражительны, у них хуже внимание, память и концентрация, чем у тех, кто ими не пользуется», — предупреждает психолог.

По словам ведущего нейропсихолога в новой книге, опубликованной Routledge, родители должны строго ограничивать или вообще исключать экранное время для детей в возрасте до шести лет.

Альваро Бильбао (Álvaro Bilbao) использует текущие и проверенные исследования, чтобы показать, как возрастает риск психологических и поведенческих проблем, когда маленькие дети проводят больше времени с iPhone и iPad. К ним относятся синдром дефицита внимания, депрессия и проблемы с зависимостью.

Введение в жизнь экранов

В книге «Понимание мозга вашего ребенка» (Understanding Your Child’s Brain) эксперт по травмам головного мозга и психотерапевт говорит, что устройства с экранами должны «постепенно попадать в руки ребенка», как только он разовьется эмоционально и интеллектуально.

Доктор Бильбао отмечает, что в идеале это должно быть после шести лет, что также является рекомендацией Американской академии педиатрии (American Academy of Pediatrics).

Автор цитирует гуру технологий Билла Гейтса и Стива Джобса, которые оба заявили в интервью, что ограничивают использование экрана у своих детей. Кроме того, доктор Бильбао сообщает, что на его мобильном телефоне или планшете нет приложений для его троих детей.

Приложения могут «заставить ребенка терять интерес к другим занятиям, более полезным для его развития», — считает автор. По этой причине он оставил последнюю главу книги — о лучших приложениях для детей младше 6 лет — совершенно пустой.

«Многие родители начинают поощрять использование мобильных телефонов и планшетов», — объясняет доктор Бильбао.

«Вместо того, чтобы двигаться в направлении большей концентрации внимания и большего контроля над собственным разумом ребенка, на мой взгляд, это провоцирует задержку… Это все равно, что дать 800-кубовый мотоцикл ребенку, который только что научился ходить».

«Иногда мои дети пользуются мобильным телефоном, чтобы просмотреть фотографии с нашего праздника… и мы делаем это вместе. Иногда мы смотрим с ними клипы и разучиваем танцевальные движения, но они не играют в игры. Мы также ограничиваем их время перед телевизором».

Здоровое эмоциональное развитие

«Понимание мозга вашего ребенка» использует основы неврологии, чтобы объяснить, как маленькие дети думают, чувствуют и ведут себя в первые годы жизни. Книга призвана помочь родителям решить распространенные проблемы воспитания детей, такие как истерики, и способствовать здоровому интеллектуальному и эмоциональному развитию их детей.

В ней есть четыре ключевых раздела для родителей: основы понимания развития мозга ребенка, инструменты, необходимые для поддержки этого роста, как развить эмоциональный интеллект и укреплять интеллектуальный мозг.

Автор сравнивает развитие мозга здорового ребенка с воспитанием дуба. Чтобы вырасти из «семени» в зрелое дерево, детям нужна физическая безопасность, безопасная среда и «полив» мозга, т. е. родительская пища, и доверие/свобода со стороны родителей.

Каждая тема советов для родителей, изложенная в книге, связана с определенной областью мозга и тем, как она развивается у детей. По словам доктора Бильбао, поведение малыша контролируется стволом головного мозга (мозг рептилий) и лимбической системой (эмоциональный мозг), а не рациональным мозгом.

Рекомендации доктора Бильбао для родителей включают:

  • Не позволяйте детям скучать — это поощряет творчество.
  • Не драматизируйте, чтобы установить ограничения: крик на ребенка отключает часть мозга (кору головного мозга), которая помогает управлять ограничениями.
  • Используйте социальные (не материальные) поощрения, чтобы закрепить правила, например, пусть ваш ребенок носит ваши ключи.
  • Не прибегайте к «уловкам-наказаниям», которые могут привести к тому, что одинокий ребенок поймет, что ругань привлекает его/ее внимание.

Помимо экранов, автор критикует крайние подходы, используемые для содействия развитию ребенка. К ним относятся «естественное» образование без правил, крупная фармацевтическая промышленность, прописывающая лекарственные препараты детям, склонным к рассеянности, и недоказанные «чудодейственные программы», превращающие детей в гениев.

Доктор Бильбао заключает : «Генетически модифицированный помидор, который созревает за несколько дней… теряет сущность своего вкуса… мозг, развивающийся под давлением… может потерять часть своей сущности по пути».

Статья по теме: Крепкие отношения детей и родителей благотворно влияют на здоровье в молодом возрасте.