Исследователи из Каролинского института (Karolinska Institute) провели проспективное многоцентровое лонгитюдное перекрестное исследование. В ходе работы они изучили, связаны ли преждевременные и доношенные роды с более низкими когнитивными показателями у детей в возрасте 9-10 лет. Ученые учли генетику, дородовые риски и специфические для ребенка факторы.
В исследовании приняли участие 5946 детей, набранных в ходе исследования мозга и когнитивного развития подростков, проведенного на 21 сайте сбора данных. Участники прошли серию когнитивных тестов, включая набор инструментов Национального института здравоохранения (National Institutes of Health).
Результаты исследования
Ученые рассчитали полигенные баллы когнитивных способностей, используя данные об общегеномных ассоциациях, и скорректировали их с учетом различных материнских, детских и социально-экономических переменных. Результаты показали, что дети, родившиеся от 32 до 33 недель беременности, имели более низкие совокупные когнитивные показатели по сравнению с доношенными детьми.
Эти дети также хуже справлялись с заданиями на словарный запас, рабочую память, эпизодическую память и запоминание. Дефицит проявлялся в различных аспектах когнитивного развития, включая словарный запас и память, что сравнимо с отсутствием нескольких месяцев типичного прогресса в этом возрасте.
Дети, родившиеся до 32 недель, демонстрировали аналогичный дефицит, в то время как дети, родившиеся на 34 неделе или позже, имели когнитивные результаты, неотличимые от своих доношенных сверстников.
Заключение
Авторы исследования пришли к выводу, что когнитивные нарушения, связанные с умеренно преждевременными родами, сохраняются в позднем детстве и не объясняются социально-экономическим статусом, генетическим фоном или другими известными факторами риска. Полученные данные подчеркивают необходимость постоянного мониторинга и поддержки для детей, родившихся до 34 недель.
Ранний скрининг и вмешательство могут быть полезными для улучшения долгосрочных когнитивных результатов. Когнитивный дефицит в этом возрасте часто связан с более низкой успеваемостью и снижением качества жизни. Это усиливает потребность в целевых ресурсах для поддержки детей, родившихся недоношенными.
Литература:
Samson Nivins et al, Gestational Age and Cognitive Development in Childhood, JAMA Network Open (2025). DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2025.4580

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;