Настольные игры — это растущая индустрия, которая, как ни странно, популярна среди людей с аутичными чертами.
Авторы нового исследования обнаружили научные доказательства, подтверждающие это, и впервые выявили важные причины, лежащие в основе этой связи.
Исследование, проведенное учеными из Плимутского университета (University of Plymouth), приняло форму пяти испытаний, которые в совокупности показали, что люди с аутизмом слишком широко представлены в настольных играх по сравнению с населением в целом, и что игра в современные настольные игры, такие как Диксит или Вервольф, обеспечивает социальный выход в структурированном пространстве.
Опубликованное в двух статьях в «American Journal of Play» и «Journal of Autism and Developmental Disorders», исследование также показало, что настольные игры снимают напряжение неопределенности вокруг встреч и взаимодействия с людьми, устраняя необходимость светских бесед и обеспечивая форму бегства от действительности.
Проливая свет на популярность игр, полученные результаты могут помочь в будущей работе по разработке мер по улучшению благополучия особых групп населения.
Как проходило исследование?
В ходе первого исследования были опрошены 1600 игроков в настольные игры по всему миру, и выяснилось, что около 7% из них был диагностирован как аутист, по сравнению всего с 1% населения в целом. Кроме того, согласно широко используемому опроснику для самостоятельного заполнения под названием «Коэффициент аутистического спектра» (AQ), у 30% опрошенных людей наблюдался значительно высокий уровень аутистических черт.
Второе исследование включало 13 углубленных интервью, в которых участников (все они были любителями настольных игр и имели медицинский диагноз «аутизм») спрашивали об их опыте настольных игр и о том, как, по их мнению, хобби влияет на их состояние.
В число раскрытых тем входило то, что игры одновременно «успокаивают» и «стимулируют», позволяют геймерам заниматься своими увлечениями, а также то, как игры выступают в качестве альтернативного средства социального общения.
В третьем исследовании 28 людей с аутизмом, которые еще не занимались этим хобби, познакомились с настольными играми в группах по пять-десять человек в течение дня. Затем были проанализированы последующие фокус-группы, раскрывающие темы о том, что настольные игры сложны, но способствуют росту, и что они являются альтернативным методом налаживания социальных отношений.
В четвертом и пятом исследованиях сообщаются результаты двухлетних вмешательств, включающих еженедельные занятия настольными играми: одно — с подростками-аутистами в школе с особыми образовательными потребностями (SEN), другое — со взрослыми, многие из которых имеют умственную отсталость. Результаты показали, что игровое вмешательство способствовало развитию общности, независимости и навыков среди обеих групп.
Работу возглавляли доктор Лиам Кросс (Liam Cross) и доктор Грей Атертон (Gray Atherton) из Школы психологии Плимутского университета, которые надеются использовать полученные результаты для дальнейшей работы по улучшению благополучия людей с аутизмом.
Атертон комментирует: «Мы знаем, что настольные игры являются безопасным и ценным хобби для многих людей с аутизмом. Это исследование установило, почему это так, и мы действительно хотим использовать результаты для проведения будущей работы. Это не шок, но что удивительно, так это отсутствие доказательств, подтверждающих использование настольных игр в качестве вмешательства для людей с аутизмом».
«Отзывы участников исследования действительно мотивировали попытаться продвинуть это вперед в различных условиях — и это еще больше подкрепляется еще одним недавним исследованием, которое мы опубликовали в Journal of Simulation and Gaming, посвященного игровой механике, которая может работать для разных людей в конкретных группах населения. Каждый человек с аутизмом уникален, и мы хотим гарантировать, что любые вмешательства могут быть адаптированы по мере необходимости для тех, кому это может принести пользу».
Кросс заключает: «Когда мы говорим о настольных играх для любителей, мы имеем в виду не просто время от времени семейную игру «Монополия». Мы имеем в виду те новые игры, в которые люди часто играют в таких местах, как кафе с настольными играми. Это популярное хобби, и мы рады, что смогли пролить больше света на его важность для стольких людей».
«Мы также используем наши исследования для поддержки адаптации существующих игр для людей с аутизмом чтобы сделать их игровой процесс еще более доступным и приятным, и недавно вернулись с конференции по настольным играм в Канаде, чтобы поделиться своими выводами с сообществом. Это интересная область».
Литература:
Liam Cross et al, Game Changer: Exploring the Role of Board Games in the Lives of Autistic People, Journal of Autism and Developmental Disorders (2024). DOI: 10.1007/s10803-024-06408-0
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.