Психотерапевт и психолог по здоровому образу жизни с клиентами от Нью-Йорка до Новой Зеландии Аишия Гревенберг (Aishia Grevenberg) рекомендует начать заботиться о себе. Но не ожидайте, что это закончится за один день, проведенный в спа-салоне.
«Я думаю, что «забота о себе» — это действительно разбавленный термин, в том смысле, что он почти стал похож на «жемчужные ванны и маникюр», — комментирует Гревенберг. По ее словам, это гораздо более интенсивно, «и не всегда красиво, легко или весело».
Для Гревенберг забота о себе — это осознание своих чувств и честное отношение к ним.
«Если клиент говорит мне: «Я чувствовал себя отвергнутым» или «Я был расстроен», я всегда ищу в этом основной смысл». Она работает, чтобы добраться до корня этой эмоции.
С этой точки зрения забота о себе может показаться тяжелой или неудобной, сказала она, «но это необходимо для того, чтобы быть человеком».
По данным Национального института психического здоровья (National Institute of Mental Health), забота о себе во многих ее формах является важной частью общего состояния здоровья. И Гревенберг, проживающая в Плайя-дель-Кармен на мексиканском полуострове Юкатан, практикует то, что проповедует. Она объяснила, как это делается для «The Experts Say», серии новостей Американской кардиологической ассоциации, в которой специалисты обсуждают, как они применяют то, что узнали, в своей жизни. (Разговор был отредактирован.)
Как для вас выглядит забота о себе?
На самом деле это медитация осознанности и пребывание наедине с собой и со своими эмоциями в теплой и любящей манере. Для разных людей в разное время это выглядит очень по-разному.
В наши дни этот термин часто используется. Повсеместно. А поскольку он потерял свое значение, его можно использовать для чего угодно.
Идея делать себе прически, ногти и тому подобное — это способ делать что-то для себя, но это не обязательно быть с самим собой. Забота о себе заключается в том, чтобы быть, а не делать.
Когда забота о себе связана с бытием, это часто крайне неудобно. Но когда вы имеете дело со своей печалью, своей виной или разочарованием — это забота о себе.
Проблемы, которые я вижу у людей и организаций, с которыми я работаю, происходят из-за избегания себя и нашего страха быть поглощенными глубиной наших чувств. Моя работа состоит в том, чтобы помочь им обрести смелость смириться со всем, что приходит в их жизнь, и позволить этому пройти.
По-настоящему чувствовать весь спектр человеческих эмоций — это и есть забота о себе.
Это звучит намного сложнее, чем просто сидеть на диване и есть мороженое.
Я не хочу говорить, что это задача или рутинная работа, но вы должны быть в состоянии приложить усилия, чтобы заметить, когда вы не чувствуете себя, а затем проверить себя, чтобы увидеть, что происходит.
Установление отношений с самим собой, которые вы развиваете ежедневно, — вот что такое забота о себе.
Это отнимает много времени?
Это действительно не занимает много времени. Я не прошу своих клиентов сесть где-нибудь и часами медитировать о том, что они чувствуют. На самом деле это очень простая проверка: «Знаете, я замечаю, что что-то чувствую. Я просто собираюсь сделать паузу в этот момент, может быть, сделать пару глубоких вдохов и поприветствовать все, что происходит. Я могу справиться с этим».
Так что я даже не прошу пяти минут. Это как регистрация.
Вот пример разницы между популяризированной идеей заботы о себе и полным погружением в настоящий момент: я ужинала с дорогим другом. Мы сидели снаружи, была прекрасная погода, нас окружал красивый внутренний дворик. Но в какой-то момент полицейская машина остановилась где-то в двух кварталах. И свет от нее стал раздражать.
Представление большинства людей о заботе о себе состоит в том, чтобы получить в меню все, что вы хотите. Выпить несколько коктейлей, например. Но я хотела просто побыть вместе со своим другом, но не могла этого сделать, потому что меня отвлекли.
Моя забота о себе в тот момент заключалась в том, чтобы остановить эту машину, пока из нее доносились звуки, и спросить: «Вы не возражаете, если мы переместим стол, чтобы мне не пришлось смотреть в лицо этому мигающему свету?» И он сказал: «Знаете, на самом деле это отражается от окна позади вас, так что это тоже меня отвлекает».
Мы оба терапевты, и минут пять нам было одинаково некомфортно. Но мы пытались справиться с этим, а не просто при этом присутствовать.
Это было быстрое решение. Мы просто попросили официанта переместить наши вещи, что заняло две секунды.
Как еще вы практикуете такой вид ухода за собой?
Как я уже сказала, это не займет много времени. Когда я мою руки, для меня это определенно медитация. Я вовлечена в процесс.
В других случаях я обязательно встаю и хожу. Я присутствую и проверяю себя.
Убедиться, что я приземлена и осознаю, что происходит, для меня — самое лучшее, что я могу сделать для своих клиентов. Я обычный человек. Не каждый день я волнуюсь и прыгаю выше луны. Способность признать это для себя — это то, как я могу делать свою работу лучше.
Всегда ли вы могли практиковать уход за собой таким образом?
Нет, не всегда. Но я начала понимать, что, если я просто не отмечу это, как и в любых других отношениях, мне будет чего-то не хватать. Или я была бы немного отстранена, например: «О, я заметила, что это меня беспокоит, но я обращусь к этому позже».
Но эти вещи могут накапливаться. И я могла дожить до конца дня и быть полностью выбитой из колеи, когда, если бы я остановилась раньше, проверила себя, сделала пару глубоких вдохов, то могла бы двигаться по-другому в течение дня. Может быть, мне нужно было признать, что я плохо спала, или, может быть, мне нужно было просто позавтракать.
Был ли какой-то конкретный момент, когда вы поняли, что вам нужно сделать такого рода саморефлексию регулярной частью вашей жизни?
Я особенно хорошо помню 2011 год, когда я получала лицензию клинического социального работника. Я тоже впервые стала профессором и преподавала аспирантам. Я также посещала клиентов в их домах. Так что я ездила по всему Лас-Вегасу в разгар жары, буквально стуча по асфальту, работая с отделом семейных служб.
Я работала с детьми после школы. Я работала с онкобольными детьми в больницах. Я работала с несовершеннолетними, которые находились под судебным надзором.
И это было захватывающе. Я чувствовала, что не могу остановиться, потому что я была так близка к тому, чтобы закончить работу.
Я думала: «Я должна прорваться, я должна прорваться, я должна прорваться». Я была измотана. И на самом деле не было большой поддержки, кроме как фразы «закончи ты это» от моих сверстников. И поэтому у меня не было возможности сказать, что это было уж слишком.
Я закончила. Я пробилась. И я больше никогда не работала с детьми, потому что это было для меня слишком.
Раньше у меня не хватало уверенности сказать: «Я эмоционально разорвана. Я не могу работать с детьми. Это слишком раздражает». После этого опыта я могу сказать: «Я люблю детей, но я не работаю с детьми из-за того, как это влияет на меня эмоционально».
Если кто-то, читающий это, говорит: «Мне нужно лучше познать себя и позаботиться о себе», с чего они начинают?
Все, о чем я бы попросила этого человека, — это, возможно, добавить пять минут утром к тому, что он делает. Сядьте с осознанием того, кто вы и где вы находитесь. Добавьте одно любящее утверждение: «Сегодня я постараюсь увидеть себя. Сегодня я постараюсь полюбить себя. Сегодня я постараюсь быть нежным по отношению к себе. Я готов попробовать». Одно предложение с позицией: «Это нормально быть мной. Однако сегодня я чувствую, что позволю этому быть».
Осознайте, что вы чувствуете, где вы чувствуете это в своем теле. И из этого станет более ясным направление, которое каждый человек должен выбрать для себя.
Исцеление приходит, когда мы можем быть.