Исполнительная функция — это широкая группа умственных способностей, которые позволяют человеку выполнять задачи и взаимодействовать с другими людьми. Нарушенная исполнительная функция может ухудшить способность человека организовывать поведение и управлять им.
Расстройство исполнительной функции не является специфическим самостоятельным диагнозом или состоянием. Вместо этого неврологические, психические расстройства и расстройства поведения, такие как депрессия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), могут влиять на исполнительную функцию человека. Иногда врачи называют нарушение исполнительной функции исполнительной дисфункцией.
Навыки исполнительной функции
Навыки выполнения исполнительных функций помогают человеку выполнять задачи и взаимодействовать с другими людьми. Они включают в себя целый ряд навыков, таких как:
- планирование и организация
- концентрация внимания и управление
- обработка информации
- управление эмоциями и поведением
- запоминание деталей
- управление временем
- многозадачность
- решение проблем
Расстройство исполнительной функции ухудшает некоторые из этих навыков, что может повлиять на способность человека управлять собой и организовывать себя для достижения целей.
Проблемы с исполнительными функциями являются симптомами других неврологических, психических и поведенческих расстройств. Например, депрессия может влиять на определенные исполнительные функции, такие как память, внимание и управление подавлениями. Болезнь Альцгеймера также иногда может серьезно нарушать исполнительную функцию до такой степени, что человек больше не сможет водить машину, одеваться или вести себя надлежащим образом в социальных ситуациях.
Нарушение исполнительной функции — симптомы
У людей с проблемами исполнительной функции могут наблюдаться следующие симптомы:
- проблемы с управлением эмоциями и импульсами
- проблемы с началом, организацией, планированием или завершением задач
- проблемы со слушанием или вниманием
- проблемы с кратковременной памятью
- неспособность выполнять многозадачные задачи или балансировать задачи
- социально неприемлемое поведение
- неспособность извлекать уроки из последствий прошлого
- трудности в решении проблем
- трудности в обучении или обработке новой информации
Проблемы с исполнительной функцией могут привести к:
- ухудшению успеваемости в школе
- трудностям с формированием и поддержанием отношений
- проблемам с настроением
- низкой самооценке
- избеганию сложных задач
- низкой мотивации или потере интереса к деятельности
Для развития исполнительной функции требуется время, поэтому многие из этих форм поведения типичны для маленьких детей. Однако если такое поведение сохраняется, оно может указывать на то, что у ребенка возникают трудности с исполнительными функциями.
СДВГ — это нарушение развития нервной системы, связанное с исполнительными функциями, которое может вызывать гиперактивность, импульсивность и невнимательность.
Симптомы СДВГ могут различаться по типу и тяжести, но могут включать в себя:
- суетливость, неугомонность, неспособность усидеть на месте, чрезмерную разговорчивость
- необдуманные действия и социально неподобающее поведение
- частое прерывание разговоров или занятий других людей
- склонность отвлекаться или обладание недостаточной концентрацией внимания
- допущение ошибок на работе или в школе
- трудности с организацией, завершением или концентрацией внимания на задачах
- общую забывчивость
У людей с проблемами исполнительной функции может быть СДВГ. Однако СДВГ — не единственное заболевание, которое может повлиять на исполнительную функцию. Врачи могут использовать различные тесты, чтобы оценить исполнительную функцию человека.
Например, в тесте Stroop color and word испытуемый смотрит на названия цветов, которые отображаются разными цветными чернилами. Например, слово “красный” может быть написано зелеными чернилами, а слово “желтый” — синими. Для каждого слова человек должен указать цвет чернил, а не написанное название цвета. Этот тест может оценить способность человека управлять своим умом и избирательное внимание. Другие тесты, которые врач может использовать для оценки исполнительной функции, включают:
- составление маршрута
- рисование часов
- беглость речи
- сортировку карточек
Если врач заподозрит конкретное расстройство, такое как СДВГ, он может пропустить тесты на исполнительное функционирование и вместо этого сравнить симптомы пациента со стандартными диагностическими критериями этого расстройства.
Врач может также порекомендовать дополнительное обследование, чтобы исключить другие причины. Например, он может назначить магнитно-резонансную томографию, чтобы исключить инсульт или опухоль головного мозга у людей с признаками слабоумия.
Тип лечения будет зависеть от состояния, вызывающего проблемы с исполнительными функциями.
Некоторые неврологические расстройства, особенно слабоумие, прогрессируют. Хотя методы лечения могут замедлить течение болезни, со временем симптомы могут стать более серьезными.
Однако многие причины проблем с исполнительными функциями легко поддаются лечению.
Варианты лечения могут включать:
- стимулирующие препараты
- антидепрессанты
- антипсихотические препараты
- психообразование
- профессиональную или логопедическую терапию
- когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)
Заключение
Исполнительная функция — это набор умственных навыков, которые помогают людям планировать, организовывать, распоряжаться своим временем, обращать внимание, обрабатывать информацию и управлять своим поведением. Проблемы с исполнительными функциями могут влиять на все — от того, как человек взаимодействует с другими людьми, до его способности учиться и работать. Распространенной причиной проблем с исполнительными функциями является СДВГ, но другие причины могут включать слабоумие, депрессию, шизофрению, аутизм и травматические повреждения головного мозга.
Диагностика причины проблем с исполнительными функциями может помочь определить методы лечения, такие как медикаментозное лечение и психотерапия. Признаки проблем с исполнительными функциями включают хроническую дезорганизацию, отсутствие концентрации внимания, проблемы с памятью и социально неадекватное поведение.
Научная статья по теме: Регулярная работа по дому связана с лучшими исполнительными функциями у детей.