Нарушение исполнительной функции: симптомы и причины

Исполнительная функция — это широкая группа умственных способностей, которые позволяют человеку выполнять задачи и взаимодействовать с другими людьми. Нарушенная исполнительная функция может ухудшить способность человека организовывать поведение и управлять им.

Расстройство исполнительной функции не является специфическим самостоятельным диагнозом или состоянием. Вместо этого неврологические, психические расстройства и расстройства поведения, такие как депрессия и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), могут влиять на исполнительную функцию человека. Иногда врачи называют нарушение исполнительной функции исполнительной дисфункцией.

Навыки исполнительной функции

Навыки выполнения исполнительных функций помогают человеку выполнять задачи и взаимодействовать с другими людьми. Они включают в себя целый ряд навыков, таких как:

  • планирование и организация
  • концентрация внимания и управление
  • обработка информации
  • управление эмоциями и поведением
  • запоминание деталей
  • управление временем
  • многозадачность
  • решение проблем

Расстройство исполнительной функции ухудшает некоторые из этих навыков, что может повлиять на способность человека управлять собой и организовывать себя для достижения целей.

Проблемы с исполнительными функциями являются симптомами других неврологических, психических и поведенческих расстройств. Например, депрессия может влиять на определенные исполнительные функции, такие как память, внимание и управление подавлениями. Болезнь Альцгеймера также иногда может серьезно нарушать исполнительную функцию до такой степени, что человек больше не сможет водить машину, одеваться или вести себя надлежащим образом в социальных ситуациях.

Нарушение исполнительной функции — симптомы 

У людей с проблемами исполнительной функции могут наблюдаться следующие симптомы:

  • проблемы с управлением эмоциями и импульсами
  • проблемы с началом, организацией, планированием или завершением задач
  • проблемы со слушанием или вниманием
  • проблемы с кратковременной памятью
  • неспособность выполнять многозадачные задачи или балансировать задачи
  • социально неприемлемое поведение
  • неспособность извлекать уроки из последствий прошлого
  • трудности в решении проблем
  • трудности в обучении или обработке новой информации

Проблемы с исполнительной функцией могут привести к:

  • ухудшению успеваемости в школе
  • трудностям с формированием и поддержанием отношений
  • проблемам с настроением
  • низкой самооценке
  • избеганию сложных задач
  • низкой мотивации или потере интереса к деятельности

Для развития исполнительной функции требуется время, поэтому многие из этих форм поведения типичны для маленьких детей. Однако если такое поведение сохраняется, оно может указывать на то, что у ребенка возникают трудности с исполнительными функциями.

СДВГ — это нарушение развития нервной системы, связанное с исполнительными функциями, которое может вызывать гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Симптомы СДВГ могут различаться по типу и тяжести, но могут включать в себя:

  • суетливость, неугомонность, неспособность усидеть на месте, чрезмерную разговорчивость
  • необдуманные действия и социально неподобающее поведение
  • частое прерывание разговоров или занятий других людей
  • склонность отвлекаться или обладание недостаточной концентрацией внимания
  • допущение ошибок на работе или в школе
  • трудности с организацией, завершением или концентрацией внимания на задачах
  • общую забывчивость

У людей с проблемами исполнительной функции может быть СДВГ. Однако СДВГ — не единственное заболевание, которое может повлиять на исполнительную функцию. Врачи могут использовать различные тесты, чтобы оценить исполнительную функцию человека.

Например, в тесте Stroop color and word испытуемый смотрит на названия цветов, которые отображаются разными цветными чернилами. Например, слово “красный” может быть написано зелеными чернилами, а слово “желтый” — синими. Для каждого слова человек должен указать цвет чернил, а не написанное название цвета. Этот тест может оценить способность человека управлять своим умом и избирательное внимание. Другие тесты, которые врач может использовать для оценки исполнительной функции, включают:

  • составление маршрута
  • рисование часов
  • беглость речи
  • сортировку карточек

Если врач заподозрит конкретное расстройство, такое как СДВГ, он может пропустить тесты на исполнительное функционирование и вместо этого сравнить симптомы пациента со стандартными диагностическими критериями этого расстройства.

Врач может также порекомендовать дополнительное обследование, чтобы исключить другие причины. Например, он может назначить магнитно-резонансную томографию, чтобы исключить инсульт или опухоль головного мозга у людей с признаками слабоумия.

Тип лечения будет зависеть от состояния, вызывающего проблемы с исполнительными функциями.

Некоторые неврологические расстройства, особенно слабоумие, прогрессируют. Хотя методы лечения могут замедлить течение болезни, со временем симптомы могут стать более серьезными.

Однако многие причины проблем с исполнительными функциями легко поддаются лечению.

Варианты лечения могут включать:

  • стимулирующие препараты
  • антидепрессанты
  • антипсихотические препараты
  • психообразование
  • профессиональную или логопедическую терапию
  • когнитивно-поведенческую терапию (КПТ)

Заключение

Исполнительная функция — это набор умственных навыков, которые помогают людям планировать, организовывать, распоряжаться своим временем, обращать внимание, обрабатывать информацию и управлять своим поведением. Проблемы с исполнительными функциями могут влиять на все — от того, как человек взаимодействует с другими людьми, до его способности учиться и работать. Распространенной причиной проблем с исполнительными функциями является СДВГ, но другие причины могут включать слабоумие, депрессию, шизофрению, аутизм и травматические повреждения головного мозга.

Диагностика причины проблем с исполнительными функциями может помочь определить методы лечения, такие как медикаментозное лечение и психотерапия. Признаки проблем с исполнительными функциями включают хроническую дезорганизацию, отсутствие концентрации внимания, проблемы с памятью и социально неадекватное поведение.

Научная статья по теме: Регулярная работа по дому связана с лучшими исполнительными функциями у детей.