Ученые из Университета Плимута (University of Plymouth) провели исследование с участием 35 взрослых с РАС (расстройством аутистического спектра). Участники объединялись в группы по 5–8 человек и играли в Dixit (настольная игра французской компании Libellud), где:
-
Выбирали из 84 иллюстрированных карт ту, что ассоциируется с аутизмом;
-
Объясняли свой выбор.
Результаты опубликованы в журнале «Discover Psychology».
Грей Атертон (Gray Atherton), руководитель исследования, научный сотрудник Школы психологии Плимута:
«Карты стали “языком” для описания сложных переживаний, которые трудно выразить словами».
Ключевые темы, выявленные через игру
Анализ ответов выявил три ключевые категории:
-
Трудности:
-
Карты с изображением одиночества, ловушек — символизировали тревожность и социальную изоляцию.
-
-
Сильные стороны:
-
Абстрактные образы (например, пазлы) отражали уникальные когнитивные способности.
-
-
Общество:
-
Разделяющие барьеры (стены, пропасти) иллюстрировали непонимание со стороны нейротипичных людей.
-
Важный вывод: Игра создает безопасное структурированное пространство для коммуникации, что особенно значимо для людей с РАС.
Практическое значение
-
Для людей с аутизмом:
Упрощает вербализацию эмоций и преодоление стереотипов (например, мифа об отсутствии эмпатии). -
Для нейротипичных людей:
Помогает понять опыт РАС через визуальные метафоры, укрепляя двойную эмпатию (взаимопонимание между разными нейротипами). -
Для терапии:
Лиам Кросс (Liam Cross), соавтор:
«Gamified-подходы эффективны для обсуждения сложных тем: горя, буллинга, развода. Сейчас мы тестируем Dixit в школах».
Научный контекст
Исследование — часть программы по изучению связи аутизма и настольных игр. Ранее та же команда обнаружила:
-
Люди с РАС непропорционально чаще увлекаются современными настольными играми vs общая популяция;
-
Игры обеспечивают социализацию в предсказуемой среде с четкими правилами.
Перспективы
-
Адаптация Dixit для групповой терапии;
-
Разработка специализированных колод карт для коррекционных педагогов;
-
Исследование эффективности игры при других неврологических состояниях.
Литература:
Gray Atherton et al, Metaphors and myths: using the board game Dixit to understand the autistic lived experience, Discover Psychology (2025). DOI: 10.1007/s44202-025-00340-9

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – [email protected];