Настольная игра Dixit помогает людям с аутизмом рассказать о своем опыте

Ученые из Университета Плимута (University of Plymouth) провели исследование с участием 35 взрослых с РАС (расстройством аутистического спектра). Участники объединялись в группы по 5–8 человек и играли в Dixit (настольная игра французской компании Libellud), где:

  1. Выбирали из 84 иллюстрированных карт ту, что ассоциируется с аутизмом;

  2. Объясняли свой выбор.
    Результаты опубликованы в журнале «Discover Psychology».

Грей Атертон (Gray Atherton), руководитель исследования, научный сотрудник Школы психологии Плимута:
«Карты стали “языком” для описания сложных переживаний, которые трудно выразить словами».


Ключевые темы, выявленные через игру

Анализ ответов выявил три ключевые категории:

  1. Трудности:

    • Карты с изображением одиночества, ловушек — символизировали тревожность и социальную изоляцию.

  2. Сильные стороны:

    • Абстрактные образы (например, пазлы) отражали уникальные когнитивные способности.

  3. Общество:

    • Разделяющие барьеры (стены, пропасти) иллюстрировали непонимание со стороны нейротипичных людей.

Важный вывод: Игра создает безопасное структурированное пространство для коммуникации, что особенно значимо для людей с РАС.


Практическое значение

  • Для людей с аутизмом:
    Упрощает вербализацию эмоций и преодоление стереотипов (например, мифа об отсутствии эмпатии).

  • Для нейротипичных людей:
    Помогает понять опыт РАС через визуальные метафоры, укрепляя двойную эмпатию (взаимопонимание между разными нейротипами).

  • Для терапии:

    Лиам Кросс (Liam Cross), соавтор:
    «Gamified-подходы эффективны для обсуждения сложных тем: горя, буллинга, развода. Сейчас мы тестируем Dixit в школах».


Научный контекст

Исследование — часть программы по изучению связи аутизма и настольных игр. Ранее та же команда обнаружила:

  • Люди с РАС непропорционально чаще увлекаются современными настольными играми vs общая популяция;

  • Игры обеспечивают социализацию в предсказуемой среде с четкими правилами.


Перспективы

  • Адаптация Dixit для групповой терапии;

  • Разработка специализированных колод карт для коррекционных педагогов;

  • Исследование эффективности игры при других неврологических состояниях.

Литература:
Gray Atherton et al, Metaphors and myths: using the board game Dixit to understand the autistic lived experience, Discover Psychology (2025). DOI: 10.1007/s44202-025-00340-9