Соцсети vs психика подростков: может ли онлайн-активность предсказать риски для здоровья?

Осенью 2025 года команда ученых из Университета Техаса в Арлингтоне (The University of Texas at Arlington) запускает масштабное исследование, которое изучит, как повседневная активность подростков в соцсетях влияет на их психическое здоровье и склонность к рискованному поведению, включая употребление психоактивных веществ.

В проекте участвуют:

  • Научный сотрудник Мелисса Льюис (Melissa Lewis) и научный сотрудник Дана Литт (Dana Litt) из Школы социальной работы UTA.

  • Научный сотрудник Карри Карри (Karrie Curry) из Научного центра здоровья Университета Северного Техаса (University of North Texas Health Science Center).

В исследовании примут участие 250 подростков из разных регионов Техаса. В течение шести недель они будут ежедневно заполнять опросы, фиксирующие:

  • Типы контента, с которым они взаимодействуют.

  • Эмоциональные реакции (тревожность, депрессия).

  • Склонность к рискованному поведению (алкоголь, наркотики).

Через 12 месяцев ученые проведут повторный опрос, чтобы выяснить, могут ли краткосрочные онлайн-привычки предсказать долгосрочные проблемы со здоровьем.

Почему это важно?

Большинство предыдущих исследований фокусировались только на времени, проведенном в соцсетях. Однако новый проект углубляется в контекст взаимодействия:

  • Просматривают ли подростки контент о наркотиках или депрессии?

  • Делятся ли они таким контентом?

  • Как это влияет на их поведение в реальной жизни?

Дана Литт (Dana Litt) поясняет:

«Мы хотим понять, какие именно аспекты соцсетей несут риски. Разница между пассивным просмотром и активным участием может быть ключевой».

Практическая польза для родителей

Исследование поможет разработать стратегии профилактики и даст родителям инструменты для обсуждения цифровых привычек с детьми.

Ключевые рекомендации ученых:

  1. Не запрещать, а обсуждать

    • Спрашивать: «Что тебе нравится в соцсетях? Что расстраивает?»

    • Избегать реакций в стиле «это вредно, хватит сидеть в телефоне».

  2. Фокусироваться на стратегиях общения

    • Мелисса Льюис (Melissa Lewis) подчеркивает: «Важно не то, о чем говорить, а как. Если ребенок столкнулся с травлей или тревожным контентом, родитель должен поддержать, а не ругать».

  3. Использовать позитивные стороны соцсетей

    • Платформы могут укреплять связи и давать поддержку, особенно маргинализированным группам.

Ограничения и перспективы

  • Выборка ограничена одним штатом, но результаты могут быть полезны для глобальных стратегий.

  • Ученые надеются, что данные помогут усовершенствовать скрининговые программы для подростков и создать точечные интервенции для групп риска.

Заключение

Этот проект — шаг к пониманию комплексного влияния соцсетей на подростков. Как отмечает Карри Карри (Karrie Curry)«соцсети — неотъемлемая часть жизни молодежи, и нам нужно научиться минимизировать их вред, не отрицая потенциальные преимущества».

Что можно сделать уже сейчас?

  • Родителям — открыто обсуждать онлайн-опыт детей.

  • Подросткам — отслеживать, как контент влияет на настроение.

  • Школам — внедрять программы цифровой грамотности.