Ученые из Университета Токио раскрывают природу «озарения»

В ходе исследований, проведенных в Университете Токио (University of Tokyo), ученые пролили свет на природу «озарения» — момента, когда человек внезапно обретает глубокое понимание сложной концепции или находит решение проблемы. Результаты опубликованы в журнале Communications Psychology.

Методология

Для изучения процесса «озарения» исследователи провели серию экспериментов с участием 105 человек. Участники должны были найти общую ассоциацию между тремя кажущимися несвязанными символами японской письменности, известными как Кандзи. В экспериментах использовались две версии теста на отдаленные ассоциации (RAT) и симуляционная модель.

Особое внимание уделялось влиянию фиксации и дефиксации на процесс решения задачи. Фиксация — это нежелательное зацикливание на одной мысли, которая не помогает в решении задачи. Дефиксация, напротив, предполагает отказ от этих мыслей и поиск альтернативных решений.

Результаты

Исследователи обнаружили, что «озарение» и сопутствующий ему «момент а-ха» характеризуются исследованием более широких пространств возможных решений. Это увеличивает количество потенциальных решений, доступных для оценки.

Рекомендации

Полученные результаты открывают новые перспективы для понимания процессов творческого мышления, связанных с решением проблем. В будущем подобные исследования могут быть расширены на другие творческие задачи и включать большее количество участников. Это позволит сделать новые интересные наблюдения и углубить понимание механизмов «озарения».

Литература:
Zenas C. Chao et al, Long-distance exploration in insightful problem-solving, Communications Psychology (2025). DOI: 10.1038/s44271-025-00235-4.