Учёные выяснили, почему подросткам с аутизмом сложно понимать невербальные сигналы

Новое исследование демонстрирует, что сложности с адаптацией к изменениям в манере речи могут отразиться на том, как подростки с аутизмом воспринимают тон и смысл.

Вербальное общение – это не только слова, которые мы произносим, но и то, как мы это делаем. Например, фраза «Я не могу в это поверить», сказанная с восходящей интонацией, может выражать удивление. Если же произнести эту фразу ровным тоном, она может прозвучать как сарказм.

Акцентирование внимания на определённых словах или изменение темпа речи могут существенно изменить смысл передаваемого сообщения.

Исследователи уже давно предполагали, что изменения в речи могут быть трудны для понимания людьми с аутизмом. Однако они не могли точно определить причину этого.

Согласно новому исследованию Рочестерского университета, люди с аутизмом могут испытывать трудности в обработке и адаптации к изменениям в речевых шаблонах.

В журнале Scientific Reports вышла статья, в которой учёные рассказывают о сложной взаимосвязи между тем, как мы воспринимаем информацию с помощью органов чувств, и тем, как мы её обрабатываем.

Среди авторов статьи — доцент кафедры мозга и когнитивных наук Чигуса Курумада (Chigusa Kurumada), а также Лоиза Беннетто (Loisa Bennetto), сотрудник кафедры психологии, мозга и когнитивных наук и нейробиологии. Это исследование предлагает новое понимание того, как люди воспринимают и понимают информацию, особенно когда дело касается просодии речи.

Исследователи изучили, как подростки с аутизмом в возрасте от 12 до 17 лет воспринимают просодическую составляющую речи. Для сравнения результатов они также проанализировали восприятие просодики у подростков без аутизма.

Просодика — это то, как мы используем высоту тона, ритм, громкость и скорость речи, чтобы выразить смысл и эмоции. Например, мы можем отличить вопрос от утверждения, просто изменив интонацию: «Идет ли дождь?» в сравнении с «Идет дождь». Или же мы можем передать волнение, печаль или сарказм — всё это примеры просодики.

Подростковый возраст представляет особый интерес для исследователей речи, считает Курумада. Это время, когда социальные сети детей значительно расширяются, а их языковой опыт обогащается. В этот период мозг подростков начинает уделять больше внимания незнакомым голосам.

Людям с аутизмом часто сложно проходить этот этап развития, особенно когда дело касается понимания тонкостей речевой просодии. Исследователи обычно связывают проблемы с просодией либо со сниженной чувствительностью к небольшим изменениям в звучании речи, либо с трудностями в распознавании социальных сигналов, которые помогают понять мысли и эмоции других людей.

Курумада, Беннетто и их команда провели тестирование более 150 участников. В результате они обнаружили, что аутизм связан не с гибкостью восприятия, а с неспособностью адаптироваться к постоянным изменениям и вариациям в человеческой речи.

«Наша статья — одна из первых, которая показывает, как негибкость восприятия может влиять на языковое общение», — делится Курумада. В будущем мы планируем продолжить исследование перцептивной негибкости».

В повседневной речи люди используют разнообразные способы выражения смысла с помощью интонации. Чтобы понять, что хочет сказать собеседник, слушателям нужно постоянно корректировать своё восприятие, учитывая индивидуальные особенности его речи.

Курумада, Беннетто и их команда обнаружили, что проблемы с речевой просодией связаны с тем, как мозг обрабатывает и понимает слуховую информацию. Также это зависит от способности человека гибко адаптироваться к различным видам просодии.

Исследование предлагает новое объяснение тому, почему подросткам с аутизмом сложнее общаться с помощью речи по сравнению с их сверстниками без аутизма. Особенно это заметно на этапе развития, когда социальные взаимодействия становятся более разнообразными и требуют большей гибкости для управления ими.

Беннетто отмечает, что в будущих исследованиях будет рассматриваться, как эта адаптивность развивается от детского возраста к подростковому как у детей с аутизмом, так и у обычных детей.

Беннетто заключает: «Трудности в общении у людей с аутизмом могут быть связаны с тем, что им сложнее воспринимать и использовать язык. Также это может быть следствием ограниченного или необычного социального опыта в детстве. Очень важно понимать, как особенности работы мозга и когнитивные способности влияют на развитие речи у детей».

Литература:
Chigusa Kurumada et al, Perception and adaptation of receptive prosody in autistic adolescents, Scientific Reports (2024). DOI: 10.1038/s41598-024-66569-x