Онлайн-поддержка для родителей делает детей спокойнее и счастливее — масштабное исследование

Как школьные онлайн-семинары помогли тысячам семей

Предоставление родителям доступа к онлайн-помощи через школы значительно снижает тревожность и проблемы поведения у детей — к таким выводам пришли учёные из Университета Аделаиды (University of Adelaide).
К исследованию присоединились специалисты из Университета Квинсленда (The University of Queensland) и Монэшского университета (Monash University).

Работа опубликована в журнале «Journal of Child Psychology and Psychiatry».

Исследование охватило более 4 500 родителей и опекунов из 380 школ Южной Австралии, Квинсленда и Виктории — один из крупнейших проектов такого рода в стране.


Методы исследования: что именно получали родители

Родителям учеников начальной школы предоставили доступ к трём онлайн-семинарам программы Triple P — Positive Parenting Program.
Эти семинары были направлены на:

  • развитие позитивных стратегий воспитания,
  • повышение родительской уверенности,
  • поддержку эмоционального и социального благополучия детей.

Крис Бойл (Chris Boyle), научный сотрудник Школы образования Университета Аделаиды и со-руководитель проекта, объясняет:

«Мы увидели значительные улучшения в поведении детей, их умении регулировать эмоции и строить отношения со сверстниками. При этом снизились симптомы тревожности и депрессии».


Результаты: дети меньше тревожатся, родители — меньше кричат

Родители отмечали:

  • улучшение собственной эмоциональной регуляции;
  • снижение использования жёстких методов воспитания;
  • усиление позитивного подкрепления;
  • улучшение отношений с детьми.

Ключевые показатели:

  • 94% родителей остались крайне довольны программой;
  • один просмотренный семинар уже давал улучшения;
  • несколько семинаров усиливали эффект.

Почему это важно именно сейчас

Современные семьи сталкиваются с серьёзными вызовами: рост стоимости жизни, последствия пандемии, эмоциональная нестабильность у детей. Многие школьники сообщают:

  • о повышенной тревожности,
  • трудностях общения,
  • нарушениях эмоциональной стабильности.

Мэттью Сандерс (Matthew Sanders) из Центра поддержки родителей и семей Университета Квинсленда подчёркивает:

«Программа даёт родителям реальные инструменты, которые поддерживают эмоциональное развитие детей. Это крайне важно именно сейчас».


Перспективы: поддержка родителей как часть национальной стратегии

Келли-Энн Аллен (Kelly-Ann Allen) из Монэшского университета добавляет:

«Даже небольшие, практичные вмешательства могут приносить огромную пользу в масштабах страны. Поддержка родителей через школы должна стать основой национальной стратегии психического здоровья детей».

Учёные уверены, что инфраструктура уже создана — осталось внедрить такие программы системно.


Исследование подчёркивает: эмоциональная среда в семье напрямую влияет на состояние ребёнка. Это согласуется с другими данными: например, известно, что бедность не виновата? Что тревожит психику детей на самом деле — и при чём тут родители — что ещё раз показывает, насколько важны своевременная поддержка и обучение родителей.


Литература:
Christopher Boyle et al, Can a low‐intensity evidence‐based parenting seminar series promote the mental health and wellbeing of children and families? A cluster randomised trial, Journal of Child Psychology and Psychiatry (2025). DOI: 10.1111/jcpp.70066

Medical Insider