Как школьные онлайн-семинары помогли тысячам семей
Предоставление родителям доступа к онлайн-помощи через школы значительно снижает тревожность и проблемы поведения у детей — к таким выводам пришли учёные из Университета Аделаиды (University of Adelaide).
К исследованию присоединились специалисты из Университета Квинсленда (The University of Queensland) и Монэшского университета (Monash University).
Работа опубликована в журнале «Journal of Child Psychology and Psychiatry».
Исследование охватило более 4 500 родителей и опекунов из 380 школ Южной Австралии, Квинсленда и Виктории — один из крупнейших проектов такого рода в стране.
Методы исследования: что именно получали родители
Родителям учеников начальной школы предоставили доступ к трём онлайн-семинарам программы Triple P — Positive Parenting Program.
Эти семинары были направлены на:
- развитие позитивных стратегий воспитания,
- повышение родительской уверенности,
- поддержку эмоционального и социального благополучия детей.
Крис Бойл (Chris Boyle), научный сотрудник Школы образования Университета Аделаиды и со-руководитель проекта, объясняет:
«Мы увидели значительные улучшения в поведении детей, их умении регулировать эмоции и строить отношения со сверстниками. При этом снизились симптомы тревожности и депрессии».
Результаты: дети меньше тревожатся, родители — меньше кричат
Родители отмечали:
- улучшение собственной эмоциональной регуляции;
- снижение использования жёстких методов воспитания;
- усиление позитивного подкрепления;
- улучшение отношений с детьми.
Ключевые показатели:
- 94% родителей остались крайне довольны программой;
- один просмотренный семинар уже давал улучшения;
- несколько семинаров усиливали эффект.
Почему это важно именно сейчас
Современные семьи сталкиваются с серьёзными вызовами: рост стоимости жизни, последствия пандемии, эмоциональная нестабильность у детей. Многие школьники сообщают:
- о повышенной тревожности,
- трудностях общения,
- нарушениях эмоциональной стабильности.
Мэттью Сандерс (Matthew Sanders) из Центра поддержки родителей и семей Университета Квинсленда подчёркивает:
«Программа даёт родителям реальные инструменты, которые поддерживают эмоциональное развитие детей. Это крайне важно именно сейчас».
Перспективы: поддержка родителей как часть национальной стратегии
Келли-Энн Аллен (Kelly-Ann Allen) из Монэшского университета добавляет:
«Даже небольшие, практичные вмешательства могут приносить огромную пользу в масштабах страны. Поддержка родителей через школы должна стать основой национальной стратегии психического здоровья детей».
Учёные уверены, что инфраструктура уже создана — осталось внедрить такие программы системно.
Исследование подчёркивает: эмоциональная среда в семье напрямую влияет на состояние ребёнка. Это согласуется с другими данными: например, известно, что бедность не виновата? Что тревожит психику детей на самом деле — и при чём тут родители — что ещё раз показывает, насколько важны своевременная поддержка и обучение родителей.
Литература:
Christopher Boyle et al, Can a low‐intensity evidence‐based parenting seminar series promote the mental health and wellbeing of children and families? A cluster randomised trial, Journal of Child Psychology and Psychiatry (2025). DOI: 10.1111/jcpp.70066

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;
