Кровь аллигаторов имеет антибактериальные свойства

Команда ученых из университета Джорджа Мейсона в Фейрфаксе разработали новый способ, который позволяет выделить из крови аллигаторов вещества, обладающие антимикробной активностью. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLoS ONE.

Хотя команда ищет способы обеспечения антибактериальной защитой раненых на поле боя солдат, исследователи считают, что их работа будет также эффективна и у гражданских лиц.

«Мы надеемся, что результаты смогут стать основой для разработки новых методов лечения», – говорит соавтор исследования, профессор Моник ван Хук (Monique van Hoek).

В организме живых существ есть антимикробные пептиды. Эти вещества способны воздействовать не только на бактерии, но и на различные вирусы и прочие вредные микроорганизмы. Антимикробные пептиды проявляют максимальную активность в среде, которая полностью заражена вредными микроорганизмами. Исследования показали, что для лечения лучше всего подходят антимикробные пептиды, содержащиеся в крови аллигаторов из Миссисипи. Известно, что этот вид животных питается падалью. В реальной жизни процесс изъятия этих пептидов весьма затруднителен, так как их сложно выделить из плазмы крови.

Ученым удалось создать гидрогелевые наночастицы, которые эффективно «собирают» антимикробные пептиды, отделяя их от сложной смеси белков в плазме крови. Затем проводится полная расшифровка последовательности ДНК всех выявленных пептидов, что исключает необходимость «охотиться» за каждым из них по отдельности.

В итоге ученые выделили в крови аллигаторов 45 активных антимикробных пептидов, 8 из которых отобраны как потенциальные кандидаты для последующего химического синтеза. В дальнейшем группа ван Хука планирует изучить кровь и других древних рептилий — сиамских и нильских крокодилов, а также индийских гариалов.

Bioprospecting the American alligator (Alligator mississippiensis) host defense peptidome, Monique L. van Hoek, et al., PLOS ONE, doi: 10.1371/journal.pone.0117394, published online 11 February 2015.