Бактерии, вызывающие заболевания десен, связаны с раком пищевода

В новом исследовании ученые предполагают, что Porphyromonas gingivalis – бактерии,  вызывающие  заболевания десен,  являются  фактором риска развития рака пищевода. Исследователи опубликовали свои выводы  в научном журнале Infectious Agents and Cancer.

рак пищевода, Porphyromonas gingivalis, Infectious Agents and Cancer
Porphyromonas gingivalis
©Flickr/AJC ajcann.wordpress.com

Коротко о раке пищевода

Слизистая  пищевода состоит из двух видов клеток, поэтому существуют два типа рака пищевода: аденокарцинома  и плоскоклеточный  рак  пищевода.  На развитие  рака пищевода   влияют  химические вещества, диета, наследственность и возраст. Все эти факторы  являются общими  для многих других видов рака. Рак трудно диагностировать на ранних стадиях.  У  многих пациентов  он быстро  развивается   после  диагностирования  и имеет неблагоприятный прогноз. Риск развития рака пищевода увеличивается с возрастом. Менее 15% случаев приходятся на людей моложе 55 лет. Болезнь в три-четыре раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

В исследовании участвовало  100 пациентов с  раком пищевода  и 30  человек из контрольной группы.  Исследователи  проверили образцы, взятые из трех типов ткани пищевода:  из раковой ткани,  из тканей, прилегающих к  опухоли, и из нормальной ткани.

Ученые  обнаружили, что  Р. gingivalis присутствовали  в 61% образцов раковой ткани и только 12% в прилегающих  тканях.  Бактерий  не  было  в образцах  здоровой  ткани.

Автор исследования Хуизхи Ванг  (Huizhi Wang)  говорит: “Эти результаты   доказывают, что инфекция может стать новым фактором риска для  рака пищевода, а также может служить   прогностическим  биомаркером  для этого типа рака”.

Он отмечает, что если эти данные подтвердятся,  это может означать, что уничтожение бактерий  в полости рта может уменьшить  число людей с раком пищевода.

Для обнаружения P.gingivalis в образцах ткани исследователи измеряли экспрессию   Lys-gingipain – уникальный фермент данной бактерии. Они также искали следы ДНК бактериальной клетки.  Ученые обнаружили, что уровни   фермента и   ДНК бактерий в раковой ткани больных   значительно выше, чем в окружающей или  нормальной ткани.

Это означает, что либо  раковые клетки являются “предпочтительной нишей” для бактерий,   или   бактерии  каким-то образом стимулируют развитие рака. Если причина заключается в том, что раковые клетки предлагают бактериям нишу, то в лечении могут помочь простые антибиотики. Другой подход мог бы использовать генетическую технологию для   бактерий  и, в конечном счете, ликвидировать раковые клетки.

Дальнейшие  исследования должны  показать,  действительно ли  P.gingivalis вызывают  рак пищевода.

“В таком случае улучшение гигиены полости рта может снизить риск  развития рака, а  антибиотики  или другие  антибактериальные   методы лечения  могут предотвратить прогрессирование  рака пищевода”, – говорит  профессор Ванг.

Авторы другого исследования заявили, что воспаление дёсен может стать причиной заболеваний сердца и лёгких.

Gao S. et al. Presence of Porphyromonas gingivalis in esophagus and its association with the clinicopathological characteristics and survival in patients with esophageal cancer //Infectious agents and cancer. – 2016. – Т. 11. – №. 1. – С. 1-9.