Разрабатывается новый метод определения кишечных микроорганизмов, которые активируют иммунные клетки

Авторы нового исследования разработали метод, помогающий определить, какие именно кишечные микроорганизмы человека, скорее всего, способствуют развитию воспалительных заболеваний, таких как ожирение, заболевания печени, воспалительные заболевания кишечника, рак и некоторые неврологические заболевания. Результаты научной работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Новизна исследования

Ученые использовали белок, который обнаруживает кишечные микроорганизмы, прошедшие через кишечный барьер, и активируют иммунные клетки во всем организме. Данная методика, возможно, поможет разработать новые методы лечения, нацеленные на воспалительные процессы кишечных микроорганизмов.

«Микроорганизмы, прошедшие через кишечный барьер, обычно вызывают воспаление и активацию иммунной системы, что является ключевым признаком многих воспалительных заболеваний», — утверждает Иван Вуйкович-Цвижин (Ivan Vujkovic-Cvijin). «Понимая, какие конкретные микроорганизмы проникают из кишечника и вызывают воспалительные заболевания, мы сможем разработать методы избавления от этих микробов, чтобы остановить болезнь».

Хотя считается, что кишечный микробиом играет важную роль в развитии заболеваний, вызванных гиперактивацией иммунитета, многие из этих заболеваний поражают органы за пределами кишечника. В настоящее время существует ограниченное количество инструментов для определения того, какие кишечные микроорганизмы проникают через кожный барьер и активируют иммунные клетки за пределами желудочно-кишечного тракта.

Чтобы разработать более точный метод, ученые использовали человеческую сыворотку – жидкую часть крови, которая содержит антитела человека, для количественной оценки иммунных реакций против кишечных микроорганизмов.

Использование человеческой сыворотки позволяет исследователям понять общие иммунные реакции организма на все кишечные микроорганизмы, что помогает лучше понять, вызывают ли определенные микроорганизмы иммунную активацию при этих заболеваниях.

Ученые использовали высокопроизводительное секвенирование для расчета показателя IgG, который применяется для измерения количества антител против каждого кишечного микроорганизма.

«Бактерии могут мигрировать из кишечника в другие ткани с плейотропными эффектами, которые нам еще предстоит полностью понять», — заявила Сюзанна Девкота (Suzanne Devkota). «Поэтому нам необходимы новые способы неинвазивной оценки транслокации».

Применяя данный метод к воспалительным заболеваниям кишечника, исследователи обнаружили несколько бактерий, на которые нацелена иммунная система, по сравнению со здоровыми людьми. Это включало несколько кишечных бактерий Collinsella, Bifidobacterium, Lachnospiraceae и Ruminococcaceae.

«Многие из идентифицированных нами бактерий не рассматривались как потенциальные возбудители заболеваний», — комментирует Вуйкович-Цвидин. «Эта микробная активность, вероятно, имеет отношение к прогрессированию заболевания и может представлять собой жизнеспособную терапевтическую цель».

Команда планирует продолжить наблюдения за результатами исследования, чтобы узнать больше о механизмах определенных кишечных бактерий, которые были определены в качестве потенциальных мишеней.

Авторы другого исследования утверждают, что антибиотики по-разному влияют на микробиом кишечника мужчин и женщин.

Как диета и микробиом влияют на колоректальный рак.