Ученые выяснили, как клетки «разговаривают сами с собой»

Исследование, проведенное в лабораториях Андре Вейетта (André Veillette) и Ромена Ронкагалли (Romain Roncagalli) из Монреальского института клинических исследований (Montreal Clinical Research Institute), пролили свет на способность клеток более эффективно способствовать иммунному ответу организма посредством внутренней коммуникации. Результаты научной работы опубликованы в журнале Science Immunology.

Как клетки организма общаются друг с другом

Различные типы клеток в организме человека, включая клетки иммунной системы, должны взаимодействовать друг с другом, чтобы активировать реакцию организма на всевозможные атаки. Класс молекул, называемых «рецепторами» на поверхности клеток, способен распознавать другие молекулы, называемые «лигандами» на поверхности соседних клеток. Это позволяет двум клеткам обмениваться информацией, необходимой для реагирования на изменения в окружающей среде, что приводит к защитному ответу иммунной системы.

Клетки способны «разговаривать сами с собой», тем самым улучшая иммунный ответ

Авторы нового исследования продемонстрировали, что некоторые клетки обладают как рецепторами (CD2), так и лигандами (CD48, CD58), которые обеспечивают эту коммуникацию, тем самым клетки способны «разговаривать сами с собой». Данный механизм, вероятно, используется довольно часто в организме.

«Данный тип клеточного монолога необходим для нормального функционирования иммунной системы», – объясняет Андре Вейетт, соавтор статьи. «Способность клеток разговаривать сами с собой распространена и способствует хорошо известной эффективности иммунного ответа против вирусов и раковых заболеваний. Данная способность, безусловно, может быть усилена препаратами для улучшения иммунного ответа против инфекций и рака».

Команда доктора Вейлетта в настоящее время оценивает эту возможность.

Авторы другого исследования выяснили, что клетки печени и иммунные клетки взаимодействуют друг с другом в условиях голодания.

Ученые планируют изучить, как мозг и жировая ткань взаимодействуют друг с другом.