Узнают ли петухи свое отражение? Кажется, да

Курицы, которых часто называют “тупыми”, сейчас находятся на переднем крае исследований самосознания. Исследователи наблюдали, как петухи потенциально узнают себя в зеркалах. Однако успех такого распознавания во многом зависит от условий эксперимента.

Исследование бросает вызов традиционным тестам на самосознание животных и подчеркивает необходимость более экологически значимых экспериментов. Исследование опубликовано в научном журнале PLOS ONE.

Новизна исследования

Кричать, кудахтать, откладывать яйца — и все? Любой, кто занимается куроводством, знает, что животные способны на гораздо большее.

Ученые из Гамбурга обнаружили доказательства того, что петухи могут узнавать себя в зеркале. Однако будет ли это успешным, зависит от условий эксперимента — открытие, которое выходит за рамки эксперимента с петухами и может также иметь значение для других видов животных.

«Смогут ли животные распознавать себя и, таким образом, иметь самосознание, является одним из центральных вопросов в поведенческих исследованиях», — комментирует автор исследования Соня Хиллемахер (Sonja Hillemacher), которая вместе со своей коллегой доктором Ингой Тиманн (Inga Tiemann) уже много лет занимается научными исследованиями в области содержания кур в Институте сельскохозяйственной инженерии Боннского университета (Agricultural Engineering at the University of Bonn).

Идея экспериментировать с курами перед зеркалом пришла ученым вместе с профессором Онуром Гюнтюркюн (Onur Güntürkün) с кафедры биопсихологии Рурского университета (Ruhr University) в Бохуме.

Распространенным тестом на самопознание перед зеркалом является так называемый «тест на оценку». Например, на голову животного наносится цветная метка, которую человек может узнать только перед зеркалом.

Если животное начинает исследовать отмеченный участок на своем теле перед зеркалом, это считается доказательством того, что оно узнало свое отражение как самого себя.

Однако этот тест не всегда работает. Некоторые животные, которые, как полагают, обладают самосознанием, не обращают внимания на зеркало. Может быть, потому, что они чувствуют себя некомфортно в «искусственной» экспериментальной среде?

«Наша цель состояла в том, чтобы провести зеркальный тест в среде, которая лучше адаптирована к экологически значимому поведению птиц», — объясняет Инга Тиманн.

Профессору Онуру Гюнтюркюну пришла в голову идея использовать для эксперимента естественное поведение птиц.

«Некоторые куры, особенно петухи, предупреждают своих сородичей специальными криками при появлении хищника, например, хищной птицы или лисы».

С другой стороны, если петухи сталкиваются с хищником в одиночку, они обычно хранят молчание, чтобы самим не привлечь внимание хищника и не стать жертвой.

«Тревожный сигнал — идеальное поведение, которое можно интегрировать в более экологически значимый тест самосознания», — добавляет биопсихолог из Бохумского университета.

Исследовательская группа сначала решила проверить, действительно ли петухи издают сигналы тревоги в присутствии сородичей и молчат, когда они одни.

Для этого исследователи из Боннского университета создали испытательную арену на территории кампуса Франкенфорст. Сетка разделяла два отсека, через которые петухи могли видеть друг друга. Затем на потолок одного отсека спроецировали хищную птицу.

Исследователи протестировали 58 петухов. Для статистической проверки результатов эксперимент повторяли трижды с каждым петухом. В общей сложности петухи издали 77 сигналов тревоги в присутствии сородичей, и только 17, когда они были одни.

«Некоторые животные более смелые, другие более трусливые», — утверждает Соня Хиллемахер. «Но результат показывает, что большинство петухов действительно предупреждают о присутствии сородича, когда в поле зрения находится хищник».

Следующим шагом было разместить между двумя отсеками зеркало вместо сетки. Как реагировали петухи в присутствии своего зеркального отражения и хищной птицы? Опять же, тест проводили трижды с каждым животным. Всего в ходе 174 испытаний было подано всего 25 сигналов тревоги.

«Это доказывает, что петухи не приняли свое отражение за сородича», — считает Соня Хиллемахер.

Результат указывает на то, что петухи, возможно, узнали себя в зеркальном отражении. Однако существует теоретически вероятность того, что животные увидели в своем изображении странное животное, имитирующее их собственное поведение, и поэтому сигнал тревоги был опущен.

«Здесь необходимы дальнейшие исследования», — добавляет Инга Тиманн.

Для сравнения команда ученых также провела классический тест на отметины: здесь петухи не продемонстрировали никакого поведения, которое указывало бы на то, что они узнали себя в зеркале.

Исследовательская группа видит в результатах явное доказательство того, что классический тест зеркальной метки дает более надежные результаты, когда поведение конкретного вида включено в экологически значимый контекст.

«В классической ситуации петух может не проявить самопознания», — заключает Онур Гюнтюркюн. «Но когда ему угрожает хищник, становится ясно, что его отражение — не очередной петух, а он сам».

Этот подход также может быть актуален для других видов животных. По словам исследователей, дальнейшие эксперименты самопознания и самосознания у животных также являются важной основой для обсуждения прав и благополучия животных.

Авторы другого исследования утверждают, что употребление фруктозы приводит к ожирению, как и у животных, впадающих в спячку.