Appetitе: многократный просмотр изображений еды снижает аппетит

Просмотр изображений одного и того же продукта питания несколько раз может привести к ощущению сытости. Авторы нового исследования обнаружили, что когда участники просматривали одну и ту же картинку с едой 30 раз, они впоследствии выбирали меньшие размеры порций по сравнению с теми, кто видел изображение всего три раза. Полученные данные потенциально могут повлиять на стратегии управления весом в будущем. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Appetite.

Актуальность проблемы

Интернет переполнен фотографиями еды: на новостных сайтах, в социальных сетях и на рекламных баннерах, которые появляются повсюду. Многие изображения еды загружаются для продажи определенных продуктов. Идея состоит в том, что изображения в социальных медиа заставят нас тосковать, например, по гамбургеру из McDonalds. Другими словами, изображение пробуждает наш голод. Однако исследование Орхусского университета (Aarhus University) показывает, что изображения на самом деле могут иметь противоположный эффект. По крайней мере, если мы неоднократно видим изображения одного и того же продукта.

Ряд экспериментов показывает, что мы можем получить чувство сытости, если увидим одно и то же изображение более 30 раз. Тьярк Андерсен (Tjark Andersen), недавно защитивший диссертацию на факультете пищевых наук Орхусского университета, объясняет:

«В наших экспериментах мы показали, что когда участники видели одну и ту же картинку с едой 30 раз, то чувствовали себя более сытыми, чем до того, как увидели эту картинку. Участники, которым показывали картинку много раз, также выбрали меньшую порцию, чем те, кто видел картинку только три раза, когда мы впоследствии спросили о размере порции, которую они хотели», — комментирует исследователь.

Обманывайте свой мозг, заставляя его чувствовать себя сытым. Может показаться странным, что участники чувствовали себя сытыми, фактически ничего не съев. Но это действительно вполне естественно, — объясняет Тьярк Андерсен. То, как мы думаем о еде, оказывает большое влияние на наш аппетит.

«Ваш аппетит более тесно связан с вашим когнитивным восприятием, чем думает большинство из нас. То, как мы думаем о нашей еде, очень важно», — дополняет Андерсен.

Новизна исследования

Новизна исследования Орхусского университета заключается в том, что ученые изучили необходимое количество повторений, а также то, устраняют ли различия в изображениях чувство сытости.

«Из предыдущих исследований мы знаем, что изображения разных видов еды неодинаково влияют на ощущение сытости. Вот почему вы действительно можете чувствовать себя сытым после основного блюда, но при этом остается место для десерта. Сладкое — это совершенно другой тип пищи», — объясняет Андерсен.

Материалы и методы исследования

Чтобы выяснить, полностью ли изменение в еде устраняет чувство сытости, Тьярк Андерсен с соавторами провели ряд онлайн-экспериментов. В итоге они привлекли более 1000 человек через свои цифровые эксперименты.

Сначала участникам показывали картинку с просто оранжевыми M&Ms. Некоторым участникам показывали картинку трижды, другим — 30 раз. По словам Тьярка Андерсен, группа, которая посмотрела больше всего картинок с M&M, впоследствии почувствовала себя наиболее сытой.

«Они должны были ответить, сколько M&Ms от 1 до 10 они хотят. Группа, увидевшая 30 изображений оранжевых шоколадных шариков, выбрала меньшее количество, чем две другие группы».

После этого ученые повторили эксперимент. На этот раз с M&Ms разных цветов. Цвета не изменили результат. Наконец, они заменили M&Ms на Skittles. В отличие от M&S, Skittles различаются по вкусу в зависимости от цвета.

«Если цвет не играл роли, то это, должно быть, воображаемый вкус. Но и здесь мы не обнаружили большого эффекта. Это говорит о том, что нужно изменить больше параметров, чем просто цвет и вкус, прежде чем мы сможем повлиять на чувство сытости», — объясняет он.

Практическая значимость работы

С 1975 года количество людей с избыточным весом во всем мире утроилось. По данным ВОЗ, ожирение является одной из самых серьезных проблем со здоровьем, с которыми сталкивается человечество. А причина, по которой мы становимся слишком толстыми, заключается в том, что мы едим слишком много и слишком много нездоровой пищи и недостаточно занимаемся спортом.

«Подумайте, если бы вы разработали приложение на основе поиска Google. Допустим, вы захотели пиццу. Вы открываете приложение. Выберите пиццу — и оно показывает много фотографий пиццы, пока вы представляете, как ее едите. Таким образом, вы могли бы получить чувство сытости и, возможно, просто перестать хотеть пиццу».

Социальные сети переполнены едой. Тьярк Андерсен и ряд других исследователей изучают, как реклама продуктов питания в социальных сетях влияет на нас, потому что мы постоянно сталкиваемся с вкусной едой.

Несколько лет назад исследовательская группа попыталась выяснить, сколько в среднем рекламы с едой мы встречаем в социальных сетях. Исследователи наблюдали за несколькими молодыми людьми и составляли карту контента, с которым они встречались.

В среднем молодые люди видели 6,1 поста о еде за 12 часов. Подавляющее большинство постов были изображениями еды, и более трети были посвящены десертам или другой сладкой еде.

Авторы другого исследования утверждают, что солнце повышает аппетит у мужчин