Авторы нового исследования заявляют, что реклама, демонстрирующая, как люди потребляют нездоровую пищу, на самом деле может побудить тех, кто сидит на диете, есть меньше.
Исследование показало, что одного взгляда на человека, который ест нездоровую пищу, достаточно, чтобы люди, сидящие на диете, отказались от нее. Это связано с тем, что мысленные образы, в том числе образы потребления пищи, могут активировать нейронные сети, аналогичные тем, которые связаны с реальными действиями или опытом.
Результаты показывают, что кампании по здоровому питанию должны включать и демонстрировать потребление нездоровой пищи, поскольку люди, сидящие на диете, сознательно связывают это с неспособностью достичь своих целей по снижению веса.
Однажды вечером дома Вы удобно расположились на диване и смотрите любимую телепередачу. Появляется реклама, показывающая вкусный бургер во всей красе. Камера фокусируется на каждом ингредиенте: хрустящий салат; нежное мясо; насыщенный сливочный соус; хрустящий картофель фри, и один человек, наслаждающийся этой восхитительной гаммой вкусов. Вы думаете про себя, что ваша диета вот-вот пострадает. Однако, в серии исследований, опубликованных в научном журнале Journal of Public Policy & Marketing, ученые обнаружили, что реклама, демонстрирующая, как люди употребляют нездоровую пищу, побуждает людей, соблюдающих диету, есть меньше. Хотя это может показаться нелогичным, эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями ментальных образов.
Недавние исследования показывают, что простое представление о том, что мы совершаем действия или испытываем эмоции, активирует нейронные сети, аналогичные тем, которые связаны с их реальными действиями или опытом. Образы, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни, обладают способностью в значительной степени формировать наш опыт.
Почему это важно?
Это важно, потому что просто мысль о том, что мы что-то съели, может заставить нас чувствовать себя сытыми. В 2010 году исследователи попросили людей представить, что они едят 3 или 30 шоколадных конфет M&M’s. Затем они вручили им тарелку со сладостями.
Люди, которые представляли, что съели 30 конфет, в конечном итоге чувствовали себя сытыми и съедали меньше сладостей по сравнению с теми, кто представлял себе, что съел только 3. В ходе нашего исследования ученые решили поднять этот вопрос на следующий уровень и проверить, сохраняется ли эффект, когда люди видят, что кто-то другой ест в рекламе.
Исследователи пригласили 132 студентов, сидящих на диете, чтобы посмотреть рекламу. Половина из них смотрела рекламу M&M’s, наполненную образами потребления: яркими сладостями и человеком, который их ест. Другая половина студентов смотрела рекламу с двумя анимированными M&M’s на кассе супермаркета, без изображений потребления. Затем ученые дали каждому студенту по 70-граммовой чашке M&M’s и попросили их съесть столько, сколько душе угодно. Среди студентов те, кто видел рекламу M&M’s с изображением потребления, ели меньше сладостей, чем те, кто не смотрел рекламу.
Исследователи продолжили это испытание с другими людьми, в котором 130 студентов смотрели рекламу гамбургера. Половину добровольцев попросили представить, как они едят гамбургер, а другую половину попросили представить, как они снимают это на камеру. Затем студенты получили серебряный пакет с печеньем в шоколадной глазури. Те, кто смотрел рекламу и представлял себе, как ест гамбургер, съели меньше печенья в шоколаде, чем те, кто только представлял, как снимает это.
Оба исследования являются доказательством того, что одного вида того, кто ест нездоровую пищу, достаточно, чтобы люди, сидящие на диете, отказались от нее, по крайней мере, на какое-то время.
В следующем исследовании ученые проверили, можем ли мы использовать эти результаты для продвижения здорового питания, и разработали четыре объявления, чтобы его стимулировать.
Всего для участия в онлайн-исследовании было привлечено 594 взрослых американца. Каждый участник был выбран случайным образом для просмотра одного из четырех объявлений. Затем их попросили:
«Представьте, что вы собираетесь перекусить и открываете пачку чипсов. В мешочке 20 картофелин. Сколько картофельных чипсов вы бы съели ПРЯМО СЕЙЧАС?»
Люди, которые смотрели кампанию, требующую от них представить, что они поглощают картофель фри, выразили желание съесть меньше чипсов, чем те, кто участвовал в кампании картофеля фри без изображений потребления. Те, кто представлял, что ест яблоко, были более склонны поддаться картофельным чипсам, чем те, кто представлял, что ест картофель фри.
Эти результаты идут вразрез с текущими методами политики, направленной на пропаганду здорового питания путем опоры на изображения питательных продуктов. Однако данное исследование показывает, что кампании по здоровому питанию должны включать и изображать потребление нездоровой пищи. Действительно, люди, сидящие на диете, воображая, что едят нездоровую пищу, сознательно связывают это с неспособностью достичь своих целей по снижению веса.
Статья по теме: Диабет и гипертония – что нужно знать