Исследователи выявили связь между привлекательностью и иммунитетом

В новом исследовании лица, оцененные как привлекательные, имели более высокие показатели фагоцитоза кишечной палочки, высокое количество лейкоцитов, базофилов и низкое количество лейкоцитов и нейтрофилов.

Новизна исследования

Участницы женского пола оценили фотографии мужчин с высокоэффективными естественными киллерами – как более привлекательные. NK-клетки (естественные киллеры) – это иммунные клетки группы лимфоцитов, которые защищают от вирусных инфекций и рака.

Участники мужского пола оценили фотографии женщин с низко функционирующими NK-клетками как более привлекательные. Они также оценили фотографии женщин с медленными темпами роста S. aureus в плазме как более привлекательных, чем женщин с быстрыми темпами роста S. aureus. Этот эффект отсутствовал у мужчин.

Актуальность работы

Ученые, изучающие эволюцию человека, уже давно убеждены, что люди, считающиеся “красивыми”, также могут быть более здоровыми.

«Я давно предполагала, что эта связь должна существовать», – заявила Саммер Менгелкоч (Summer Mengelkoch) из Христианского университета Техаса (Texas Christian University) и ведущий автор нового исследования, – «но никто не изучал это раньше».

Ряд ученых обнаружили, что такие черты, как симметричные и средние лица, считаются привлекательными в разных культурных группах. В прошлом исследователи предполагали, что эти предпочтения могут быть связаны с тем, что те, кто обладает этими чертами, являются лучшими репродуктивными партнерами, потому что они здоровы и обладают сильной иммунной функцией.

В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, исследователи намеревались «устранить этот эмпирический пробел», изучив связи между внешним видом и иммунной функцией.

Исследователи набрали 159 человек, возраст которых варьировался от 17 до 30 лет. Участники не должны были иметь хронические заболевания, включая психические заболевания, иметь индекс массы тела (ИМТ) менее 30, не страдать острыми заболеваниями в течение 2 недель, предшествовавших исследованию, не принимать гормональные контрацептивы, воздерживаться от стероидов и противовоспалительных препаратов, физических упражнений и алкоголя в течение 2 дней до исследования.

Женщины участвовали в исследовании во время ранней фолликулярной фазы своего овуляторного цикла, чтобы контролировать влияние половых стероидных гормонов на иммунную функцию и воспалительные процессы.

Все участники заполнили демографические анкеты и анкеты об образе жизни. Затем они были сфотографированы с нейтральным выражением лица и без косметики. Исследователи измерили их рост и вес и взяли образец крови.

Кровь участников проверили на несколько показателей, в том числе на то, как их мононуклеарные клетки периферической крови реагировали на различные иммунологические стимуляторы, функциональный уровень их NK-клеток и рост S. aureus в плазме, чтобы определить антибактериальную защиту участников.

Эта работа дала Менгелькоч представление о том, почему исследователи, изучавшие связь между физической привлекательностью и здоровьем в прошлом, изучали более ограниченные, зачастую вторичные, биологические маркеры иммунологической функции.

«Проводить исследования иммунной функции было сложно, и поэтому я понимаю, почему этого не проводили раньше», – сказала она.

Затем исследователи собрали оценки привлекательности лица у 492 участников в возрасте от 18 до 29 лет. Из участников 259 были женщинами, а 233 – мужчинами.

Участники оценили случайно выбранные 25 фотографий представителей противоположного пола по характеристикам, которые включали такие факторы, как привлекательность и здоровье.

Участники, признанные привлекательными, имели более высокие показатели фагоцитоза биочастиц кишечной палочки. Фагоцитоз – это процесс, посредством которого определенные типы лейкоцитов уничтожают патогены и поврежденные клетки-хозяева. Считается, что люди с высоким уровнем фагоцитоза менее подвержены микробным инфекциям.

Менгелькоч заявила, «что мы могли бы назвать людей, которые могут эффективно бороться с бактериальными угрозами, действительно привлекательными».

Участницы женского пола сочли фотографии мужчин с высоко функционирующими NK-клетками более привлекательными, чем фотографии мужчин с низко функционирующими NK-клетками. Исследователи объясняют, что это говорит о том, что женщины могут предпочесть мужчин, которые хорошо подходят для борьбы с вирусными угрозами и ростом опухолей.

С другой стороны, участники мужского пола оценили фотографии женщин с низкофункциональными NK-клетками как более привлекательные. Исследователи отмечают, что некоторые ученые отметили, что функция NK-клеток снижается при наличии высокого уровня эстрогена. Исследование, проведенное в 2005 году, показало, что у женщин, которые не пользовались косметикой с высоким уровнем позднего фолликулярного эстрогена, лица считались более привлекательными и женственными.

«Итак, я полагаю, что существует своего рода сбивающий с толку эффект, когда эстроген «хорош» для женской привлекательности, но не так хорош для конкретного показателя иммунной функции», – сказала Менгелькоч.

Кроме того, исследование показало, что женщины с медленными темпами роста S. aureus в плазме крови воспринимались как более привлекательные, чем женщины с быстрыми темпами роста S. aureus в плазме крови. Подобного эффекта у мужчин не наблюдалось.

Исследователи не обнаружили существенной взаимосвязи между привлекательностью и клеточной пролиферацией или выработкой цитокинов. Высокие уровни высвобождения цитокинов указывают на более надежную иммунную функцию.

Обсуждение результатов исследования

Логан Пирс (Logan Pearce), специалист по социальной психологии в Принстоне, задался вопросом, почему авторы исследования не позволили определенным людям участвовать в нем.

«Они исключили людей, страдающих психическими заболеваниями и  ожирением», – сказал Пирс. «Я не совсем понимаю, почему они это сделали».

В последующем электронном письме Менгелькоч объяснила, что «люди с ожирением, люди с хроническими и психическими заболеваниями имеют более высокий уровень воспаления, чем люди, не страдающие ожирением, без болезней», – ответила автор исследования. «Это стандартные критерии включения в исследование, изучающее различия в иммунном ответе».

Пирс также задался вопросом, почему исследование было разработано таким образом, чтобы участники оценивали привлекательность участников противоположного пола.

«Это исследование предполагает, что все натуралы», – комментирует Пирс.

Авторы исследования действительно собирали данные о сексуальной ориентации участников. Около 83% участников, оценивших фотографии, заявили, что они гетеросексуальны, около 11% сказали, что они бисексуальны, и около 5% сказали, что они гомосексуалисты.

Менгелькоч написала, что исследователи провели серию анализов и не обнаружили существенных различий в том, как гетеросексуальные и негетеросексуальные участники оценивали фотографии.

«То есть люди всех сексуальных ориентаций одинаково оценивали людей по привлекательности (и другим характеристикам)», – писала она. «У нас была небольшая выборка негетеросексуальных оценщиков, так что на самом деле из этого нельзя сделать никаких выводов, но не было причин отбрасывать их данные».

Ученые считают, что необходимы будущие исследования, чтобы изучить взаимосвязь между привлекательностью лица, цитотоксичностью NK-клеток, женственностью лица и уровнем эстрогена у женщин. Менгелькоч также хотела бы увидеть исследование, в котором рассматриваются участники, страдающие болезнью.

Для этого исследования были сфотографированы участники, которые были в основном здоровы.

Это облегчило «сравнение некоторых показателей их иммунной функции. Но также было бы интересно получить более реалистичную выборку людей, у которых более изменчивые состояния как болезни, так и здоровья», – заявила Менгелькоч.

Кроме того, ученые хотели бы, чтобы аналогичные исследования проводились с участием пожилых участников. В этом исследовании эксперты сосредоточились на врожденном иммунитете, системе защиты, которая есть у людей при рождении. Менгелькоч заявила, что было бы интересно провести аналогичное исследование, изучив иммунитет, приобретенный в результате инфекции или вакцинации.

«Так что было бы интересно посмотреть на использование некоторых различных иммунных мер для воздействия на разные части иммунной функции людей», – заключила она.

Статья по теме: В чем причина некрасивых форм лица у членов династии Габсбургов?