Древние греки пережили чуму и тоже винили своих лидеров

С начала пандемии COVID-19 исследователи снова и снова возвращались к греческому историку Фукидиду (Thucydides), чтобы понять исторические параллели с реакцией на кризис в здравоохранении.

Фукидид — бывший генерал и историк Пелопоннесской войны представляет один из самых известных рассказов о чуме древности. Тогда, как и сейчас, история формирует фон для трагедии и конфликта, поскольку Фукидид фокусируется на эмоциональном воздействии на жизнь во время чумы.

Параллели с чумой

В начале конфликта со своим историческим противником, Спартой, Афины собрали свой народ за длинными стенами, которые защищали выход центрального города к морю. Обладая морским и экономическим превосходством, их лидер Перикл полагал, что при такой стратегии город-государство будет невозможно завоевать. Непреднамеренным следствием этой стратегии, однако, стало то, что переполненные районы города сделали его благодатной почвой для нового патогена. Появление чумы привело к временной приостановке афинской жизни, но это не изменило политику в отношении войны или ее стратегии, несмотря на число погибших. Рассказ Фукидида ярко описывает начало и развитие болезни, когда она обрушилась на Афины. Кое-что из того, что он написал, сегодня может показаться знакомым: симптомы того, что тогда было неопознанным заболеванием, включали боль в груди, кашель, лихорадку и диарею; если болезнь не была смертельной, она часто оставляла шрамы и потерю памяти.

Отчаяние при болезни

Подобно тому, как распространение COVID-19 по всему миру привело к усилению внимания к его происхождению, Фукидид проследил, как чума якобы переместилась из Египта через Персидскую империю в Грецию.

Фукидид также отметил еще одно последствие — отчаяние. Он описал отчаяние как «самую ужасную черту болезни» и отметил, что депрессия и страх были обычным явлением. Как и сегодня, семьи потеряли своих близких из-за болезни, и социальный порядок рухнул. Он отмечает в начале своего рассказа о том, что он сам заболел и наблюдал, как страдают другие. Фукидид описывает не только отчаяние от болезни, но и опасность, с которой приходится сталкиваться при «заботе друг о друге».

Чума и лидерство

История с COVID-19 следует схеме, знакомой тем, кто изучал древнюю литературу. Рассказы о греческой чуме мало интересуют безымянные страдающие массы и вместо этого сосредотачиваются на лидерах, которые позволяют этому случиться.

В «Илиаде» Гомера греки страдают от чумы, потому что их вождь Агамемнон отказывается от санкционированного богом обычая принимать выкуп в обмен на пленника; чума посылается в наказание. Знаменитая трагедия Софокла выводит на сцену Эдипа. Он хочет спасти свой народ, но не может видеть, что он является главной причиной распространения болезни.

Неправильная государственная политика многих стран привела к большому числу смертей, которые эксперты считали предотвратимыми. Вирус — это только начало проблемы.

Истории о чуме создают обстановку, в которой судьба доводит человеческую организацию до предела.

Лидеры почти всегда играют ключевую роль, как замечает Зевс в «Одиссее» Гомера, говоря: «Люди всегда обвиняют богов в своих страданиях, но они испытывают боль, превосходящую их судьбу, из-за собственного безрассудства».

Лидерство на благо общества

Афиняне проиграли войну со Спартой не из-за чумы, но чума действительно выявила линии разлома под поверхностью афинской культуры. Болезнь была моральным испытанием физических и политических структур Афин. Афиняне потеряли десятки тысяч своих граждан и солдат, а также бесчисленное количество порабощенных народов и местных иностранцев, но они продолжали сражаться еще 20 лет. В конце концов, политические группировки и гражданские беспорядки подорвали их усилия по защите своего государства.

COVID-19 продемонстрировал глубокие разногласия среди людей, отсутствие заботы, которую многие из наших соседей проявляют друг к другу, хрупкость системы общественного здравоохранения и ограниченность лидерства для решения коллективных задач. Но это также продемонстрировало замечательную скорость и творческий подход ученых, а также преимущества сотрудничества через международные границы, помогающие нам противостоять неожиданностям. Древнегреческая история и литература могут помочь нам понять долгосрочные социальные последствия болезней. Они также показывают, как капризная политика может подорвать даже героические меры реагирования на проблемы общественного здравоохранения.

Статья по теме: Как лечили испанский грипп 100 лет назад?