Анализ всех имеющихся данных о когнитивных последствиях бессистемного использования экрана показал, что оно мешает жизненно важным функциям мозга.
Исследователи психологии из Университета Маккуори (Macquarie University) обнаружили, что беспорядочное использование экрана ухудшает ряд когнитивных процессов, в частности способность концентрироваться и так называемые исполнительные функции, которые включают контроль импульсов, планирование, организацию и решение проблем.
Их новая статья, опубликованная в журнале Neuropsychology Review, представляет собой обзор более 30 исследований людей, которые попадают в широкую категорию расстройств, связанных с использованием экрана.
Классификация включает в себя чрезмерные игры, просмотр интернета или использование социальных сетей или смартфонов, что приводит к серьезным негативным последствиям для жизни человека.
К ним могут относиться ухудшение психического здоровья, ухудшение успеваемости в школе или на работе, социальная изоляция и проблемы в отношениях, а также пренебрежение личным здоровьем и гигиеной.
Неупорядоченное использование экрана имеет общие характеристики с поведенческими зависимостями, такими как пристрастие к азартным играм, а у некоторых людей могут даже развиться симптомы тяжелой зависимости, подобные тем, которые связаны с пристрастием к алкоголю и запрещенным веществам.
Ученые выделили 43 исследования, в которых оценивались нейропсихологические последствия неупорядоченного использования экранов, и в конечном итоге включили в свой анализ 34 исследования.
Двадцать из 34 включали исследования онлайн- и офлайн-игр, 12 — использования интернета и по одному — использования социальных сетей и смартфонов. Предвзятость в сторону игр и использования интернета объясняется тем, что эти платформы существуют уже давно, в то время как смартфоны и социальные сети являются относительными новичками в сфере использования экранов.
В исследовании в основном рассматривались молодые мужчины, и было протестировано в общей сложности 58 различных нейропсихологических показателей, большинство из которых изучали внимание и исполнительные функции.
Потребность в последовательности
Ведущий автор статьи нейропсихолог Мик Мошел (Mic Moshel) утверждает, что результаты отдельных исследований неупорядоченного использования экранов на протяжении многих лет были разными: некоторые показали улучшение внимания и концентрации в определенных областях, а другие — заметное ухудшение.
«Это первый раз, когда вместе были изучены все доступные доказательства», — объясняет автор статьи. «Хотя мы видим, что эффект есть, степень этого снижения не ясна, поскольку только восемь исследований оценивали тяжесть симптомов. Чтобы получить лучшее представление о том, насколько серьезными и продолжительными являются эти эффекты на функцию мозга, нам нужно увидеть исследования, в которых используются комплексные когнитивные оценки, а не отдельные тесты, и включающие все виды использования экрана, особенно в социальных сетях и смартфонах».
«Поскольку большая часть нашей работы и досуга связана с экранами, как никогда важно оценить их влияние на когнитивные функции и общее благополучие людей. Наличие качественных данных жизненно важно, если мы хотим разработать целевые планы восстановления и лечения, а также если разработчики технологических платформ и устройств хотят учитывать когнитивные воздействия в процессе проектирования».
Воздействие может усугубляться с течением времени
Предыдущие исследования показали, что дети и подростки наиболее уязвимы к беспорядочному использованию экранов, а развивающийся мозг очень чувствителен к когнитивным нарушениям.
Хотя когнитивные нарушения, вызванные некоторыми другими причинами, можно устранить, если их не лечить, со временем они могут усугубиться.
Мошель отмечает, что легкая черепно-мозговая травма является хорошей аналогией, поскольку она может привести к снижению когнитивных функций, что влияет на способность к обучению.
«Если данную проблему не исправить быстро и эффективно, то произойдет так называемое увеличение разрыва, когда вы увидите увеличение дистанции между этими детьми и их сверстниками в учебе. Последствия черепно-мозговой травмы хорошо известны, и когнитивная коррекция — одно из первых действий, которые вы предпринимаете для ребенка в таких обстоятельствах».
«Разница с беспорядочным использованием экрана заключается в том, что он еще не признан должным образом причиной когнитивных нарушений. Зачастую мы даже не осознаем, что у ребенка вообще нарушено использование экрана».
Растущая проблема
В настоящее время игровые расстройства являются единственным типом беспорядочного использования экрана, который формально классифицируется как расстройство психического здоровья.
В 2013 году расстройство, связанное с интернет-играми (IGD), было включено в раздел «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM5) как новое расстройство, требующее дальнейшего изучения. Игровое расстройство (GD) и его субклинический родственник «Опасные азартные игры» (HG), были ратифицированы в Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения (МКБ-11) в 2019 году.
Предпандемические исследования, проведенные Уэйном Уорбертоном (Wayne Warburton) и его коллегами из Университета Маккуори, показали, что около 3% молодых людей в Австралии и во всем мире соответствуют критериям IGD, а от 8 до 13%, по оценкам, имеют какие-то проблемы с HG.
Исследование, проведенное после COVID, показало, что показатель IGD, вероятно, увеличился примерно до 4% среди молодых людей в Германии.
Профессор психологии Уэйн Уорбертон — один из ведущих экспертов страны по последствиям беспорядочного использования экрана.
«Игры, возможно, единственный тип бесконтрольного использования экрана, имеющий собственный клинический диагноз, но это тема все более растущих дискуссий», — отмечает профессор Уорбертон.
«Нам ясно, что независимо от того, какой тип экрана задействован, расстройство и его последствия выглядят одинаково. Наш обзор влияния беспорядочного использования экрана на когнитивные функции подтверждает это, причем те же последствия зафиксированы в исследованиях, посвященных играм и чрезмерному использованию интернета, социальных сетей и смартфонов. Игры — это просто то, что существует дольше всего».
«Исследование 2021 года по использованию экрана в развлекательных целях показало, что подростки тратят для этих целей в среднем восемь часов 39 минут в день. Большинство рекомендаций советуют проводить перед экраном не более двух-трех часов. Очевидно, что такое частое использование экрана сокращает время, которое лучше потратить на сон, исследования, упражнения и общение лицом к лицу с друзьями и семьей, поэтому вполне разумно предположить, что большой процент наших молодых людей может оказаться в группе риска перейти черту беспорядочного использования экрана».
Авторы другого исследования утверждают, что использование гаджетов в дошкольном возрасте влияет на развитие способности саморегуляции.