Чтение для удовольствия в раннем детстве связано с лучшими когнитивными способностями и психическим благополучием в подростковом возрасте

Дети, которые начинают читать для удовольствия в раннем возрасте, как правило, лучше справляются с когнитивными тестами и имеют лучшее психическое здоровье, когда достигают подросткового возраста, показало исследование более 10 000 молодых подростков в США.

В исследовании, опубликованном в научном журнале Psychological Medicine, исследователи из Великобритании и Китая обнаружили, что 12 часов в неделю — это оптимальное количество часов для чтения, которое связано с улучшением структуры мозга, что может помочь объяснить результаты.

Чтение для удовольствия может быть важным и приятным занятием в детстве. В отличие от аудирования и разговорной речи, которые быстро и легко развиваются у маленьких детей, чтение — это навык, которому обучают, и он приобретается и развивается в результате явного обучения с течением времени.

В детстве и подростковом возрасте наш мозг развивается, что делает этот период важным для формирования поведения, которое поддерживает наше когнитивное развитие и способствует хорошему здоровью мозга. Однако до сих пор было неясно, какое влияние — если таковое имеется — поощрение детей к чтению с раннего возраста окажет на развитие их мозга, познание и психическое здоровье в более позднем возрасте.

Чтобы исследовать это, ученые из университетов Кембриджа (Cambridge University) и Уорвика (Warwick University) в Великобритании и Университета Фудань (Fudan University) в Китае изучили данные когорты подросткового мозга и когнитивного развития (ABCD) в США, в которой приняли участие более 10 000 молодых подростков.

Команда ученых проанализировала широкий спектр данных, в том числе из клинических интервью, когнитивных тестов, психических и поведенческих оценок и сканирования мозга, сравнивая молодых людей, которые начали читать для удовольствия в относительно раннем возрасте (от двух до девяти лет), с теми, кто начал это делать позже или вообще не начинал. Анализ учитывал многие важные факторы, включая социально-экономический статус.

Из 10 243 участвовавших в исследовании чуть менее половины (48%) имели мало опыта чтения для удовольствия или начали делать это только в более позднем детстве. Оставшаяся половина провела от трех до десяти лет за чтением для удовольствия.

Ученые обнаружили сильную связь между чтением для удовольствия в раннем возрасте и положительными результатами в подростковом возрасте в когнитивных тестах, которые измеряли такие факторы, как вербальное обучение, память и развитие речи, а также успеваемость в школе.

У этих детей также было лучшее психическое благополучие, согласно оценке с использованием ряда клинических показателей и отчетов родителей и учителей, а также меньше признаков стресса и депрессии, улучшенное внимание и меньше поведенческих проблем, таких как агрессия и нарушение правил.

Дети, которые раньше начали читать для удовольствия, как правило, проводили меньше времени у экрана — например, смотря телевизор или используя свой смартфон или планшет — в течение недели и по выходным в подростковом возрасте, а также, они, как правило, дольше спали.

Когда исследователи изучили сканирование мозга подростков, то обнаружили, что у тех участников, которые начали читать для удовольствия в раннем возрасте, были умеренно большие общие площади и объемы мозга, в том числе в определенных областях мозга, которые играют критические роли в когнитивных функциях. Другими областями мозга, отличавшимися в этой группе, были те, которые, как было показано ранее, связаны с улучшением психического здоровья, поведения и внимания.

Профессор Барбара Саакян (Barbara Sahakian) с факультета психиатрии Кембриджского университета сказала: «Чтение — это не просто приятное занятие. Общепризнано, что оно вдохновляет на мышление и творчество, повышает эмпатию и снижает стресс. Но вдобавок ко всему мы обнаружили значительные доказательства того, что оно связано с важными факторами развития детей, улучшающими их когнитивные способности, психическое здоровье и структуру мозга, которые являются краеугольными камнями для будущего обучения и благополучия».

Оптимальное количество чтения для удовольствия в детстве составляло около 12 часов в неделю. Кроме этого, никаких дополнительных преимуществ не было. На самом деле, наблюдалось постепенное снижение когнитивных функций, что, по мнению исследователей, может быть связано с тем, что они проводят больше времени в сидячем положении и меньше времени в других видах деятельности, которые могли бы обогатить когнитивные функции, включая спорт и социальную деятельность.

Профессор Цзяньфэн Фэн (Jianfeng Feng) из Университета Фудань в Шанхае, Китай, и Уорикского университета, Великобритания, сказал: «Мы призываем родителей делать все возможное, чтобы пробудить радость чтения в своих детях в раннем возрасте. Если все сделать правильно, это не только доставит им удовольствие, но и поможет их развитию и привьет долгосрочные привычки к чтению, которые также могут оказаться полезными во взрослой жизни».

Авторы другого исследования утверждают, что чтение играет важную роль в нашей жизни, однако также может поставить под угрозу здоровье глаз