Согласно новому крупному исследованию, у детей, рожденных на сроке беременности от 32 до 38 недель, чаще наблюдаются нарушения развития, такие как задержка речи, когнитивные нарушения, СДВГ и детский церебральный паралич (ДЦП), по сравнению с детьми, рожденными в срок.
Хотя многие из повышенных рисков невелики, поскольку около семи процентов детей каждый год рождаются умеренно недоношенными, они могут иметь серьезные последствия на уровне населения, считают ученые из Национального института исследований в области здравоохранения и медицинского ухода (National Institute of Health and Care Research, NIHR).
Для исследования ученые из университетов Йорка (University of York), Лидса (University of Leeds) и Лестера (University of Leicester) изучили данные более чем 75 исследований со всего мира, в которых приняли участие в общей сложности более восьми миллионов детей.
По сравнению с детьми, родившимися в срок, исследование выявило у них повышенный риск большинства нарушений развития. Хотя риски снижались с каждой неделей беременности, все же были данные о небольшом увеличении риска некоторых нарушений развития, таких как церебральный паралич, задержка развития и когнитивные нарушения, даже когда дети рождались «рано в срок», в возрасте от 37 до 38 недель.
Одним из наиболее распространенных нарушений была задержка речевого развития, от которой страдали 222 ребенка на 1000, родившихся в сроке 32–36 недель, по сравнению с 47 на 1000 детей, родившихся в срок. Многие дети сталкиваются с низким уровнем образования в период обучения в начальной школе: 300 на 1000 детей, рожденных умеренно недоношенными, по сравнению со 160 на 1000 детей, рожденных в срок.
Хотя риск ДЦП относительно низок для всех детей, результаты исследования показывают, что он в 14 раз выше для младенцев, родившихся на сроке от 32 до 33 недель, по сравнению с детьми, рожденными в срок.
Обзор также показал, что трудности, с которыми сталкиваются дети, родившиеся в срок от 32 до 38 недель, сохраняются на протяжении всего детства, при этом доказательства повышенного риска и распространенности когнитивных нарушений, а также низкой успеваемости сохраняются и в старшем школьном возрасте.
Ведущий автор исследования доктор Кэтрин Петтингер (Katherine Pettinger) с факультета медицинских наук Йоркского университета комментирует: «Важно помнить, что, хотя наше исследование показывает увеличение риска для детей, рожденных умеренно раньше срока, по сравнению с их сверстниками, родившимися доношенными, многие дети не будут испытывать никаких проблем с развитием».
«Причины наших результатов пока не ясны, но дети, рожденные всего на несколько недель раньше срока, имеют другое созревание мозга, чем доношенные дети, и вполне возможно, что рождение между 32 и 38 неделями беременности может нарушить эволюцию нервных связей, потенциально способствуя нарушению развития».
«Многие дети, рожденные умеренно недоношенными, рождаются раньше срока по очень веским причинам, например, когда у матери имеется такое состояние здоровья, как преэклампсия. Однако понимание долгосрочных последствий родов до наступления полного срока может повлиять в некоторых случаях на принятие акушерских решений».
«Также очень важно, чтобы все специалисты в области здравоохранения, и особенно педиатры, были хорошо информированы о потенциальных последствиях преждевременных родов, чтобы они могли предоставлять семьям научно обоснованную информацию и не упускать возможности раннего вмешательства».
Согласно действующим рекомендациям Национального института здравоохранения и совершенствования медицинской помощи (National Institute for Health and Care Excellence, NICE), дети должны находиться под наблюдением до двухлетнего возраста, если они родились в возрасте до 30 недель.
Исследователи не рекомендуют, чтобы все дети, родившиеся на сроке от 32 до 38 недель беременности, также неоднократно посещали врача, поскольку у многих из них не будет никаких признаков нарушений развития.
Однако ученые призывают к более тесному общению между школой, родителями и медицинскими работниками, а также к усилению поддержки учителей.
Доктор Петтингер добавил: «Данные говорят нам, что последствия раннего рождения всего на несколько недель все еще наблюдаются в младшем школьном возрасте. Поэтому имеет смысл проинформировать учителей, если у них есть ученики, родившиеся недоношенными, и пройти обучение о поддержке таких детей».
«Теперь необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить крупномасштабные популяционные исследования, чтобы выяснить, как случаи нарушений развития связаны с гестационным возрастом, и посмотреть, повторяются ли закономерности, которые мы наблюдали в настоящем исследовании. Мы также хотим посмотреть, часто ли дети страдают более чем одним расстройством, поскольку понимание того, какие состояния могут возникать одновременно, может помочь разработать более индивидуальные вмешательства для детей».
Результаты исследования опубликованы в научном журнале Pediatrics.
Авторы другого исследования утверждают, что жесткое воспитание увеличивает риск развития у детей проблем с психическим здоровьем.
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.