Детская амнезия – что ученые знают об этом феномене

Всякий раз, когда людей просят вспомнить свои самые первые воспоминания, одни рассказывают о своем первом дне в детском саду; другие о времени, когда они были обижены и расстроены; некоторые ссылаются на день рождения их младшего брата или сестры. Несмотря на огромные различия в деталях, у этих воспоминаний есть несколько общих черт: все они автобиографичны и обычно происходили в возрасте 2-3 лет. На самом деле, большинство людей не могут вспомнить события первых нескольких лет своей жизни — феномен, который исследователи назвали детской амнезией. Но почему мы не можем вспомнить то, что происходило с нами, когда мы были младенцами? Неужели память начинает работать только в определенном возрасте?

Ученые о детской амнезии

Вот что исследователи знают о младенцах и памяти. Несмотря на то, что люди мало что помнят до двух-трех лет, исследования показывают, что младенцы могут формировать воспоминания – только не те, которые вы рассказываете о себе. В течение первых нескольких дней жизни младенцы могут вспомнить лицо своей матери и отличить его от лица незнакомого человека. Несколько месяцев спустя младенцы могут продемонстрировать, что они помнят много знакомых лиц, улыбаясь тем, кого они видят чаще всего.

На самом деле, существует множество различных видов воспоминаний, помимо тех, которые являются автобиографическими. Существуют семантические воспоминания или воспоминания о фактах, таких как названия различных сортов яблок или название вашего города. Существуют также процедурные воспоминания или воспоминания о том, как выполнить действие, например, открыть входную дверь или управлять автомобилем.

Исследования, проведенные в лаборатории психолога Кэролин Рови-Кольер (Carolyn Rovee-Collier) в 1980-х и 1990-х годах, показали, что младенцы могут формировать некоторые из этих других видов воспоминаний с раннего возраста. Конечно, младенцы не могут точно рассказать вам, что они помнят. Таким образом, ключом к исследованию Рови-Коллиер была разработка задачи, которая учитывала бы быстро меняющиеся тела и способности младенцев, чтобы оценить их память в течение длительного периода.

Младенцев в возрасте от двух до шести месяцев исследователи помещают в кроватку с подвесным мобильным устройством над головой. Они измеряют, как сильно ребенок пинается, чтобы получить представление об их естественной склонности двигать ногами. Затем они привязывают веревочку от ножки ребенка к концу устройства так, что всякий раз, когда ребенок пинается, оно движется. Как вы можете себе представить, младенцы быстро учатся контролировать ситуацию — им нравится видеть, как движется устройство, и поэтому они пинают больше, показывая, что они поняли, что удары ногами заставляют его двигаться.

Версия для младенцев в возрасте от шести до 18 месяцев аналогична. Но вместо того, чтобы лежать в кроватке — что эта возрастная группа просто не будет делать очень долго, — младенец сидит на коленях у своих родителей, положив руки на рычаг, который в конечном итоге заставляет поезд двигаться по рельсам. Сначала рычаг не работает, и экспериментаторы измеряют, насколько сильно ребенок естественным образом нажимает вниз. Затем они включают рычаг. Теперь каждый раз, когда ребенок нажимает на него, поезд будет двигаться по своему пути. Младенцы снова быстро осваивают игру и значительно сильнее нажимают на рычаг, заставляя поезд двигаться.

Какое это имеет отношение к памяти? Часть этого исследования заключается в том, что после обучения младенцев одному из этих заданий в течение нескольких дней Рови-Кольер позже проверил, запомнили ли они его. Когда младенцы возвращались в лабораторию, исследователи просто показывали им устройство или поезд и измеряли, продолжают ли они нажимать на рычаг.

Используя этот метод, Рови-Кольер с соавторами исследования обнаружили, что в шесть месяцев, если младенцев тренировать в течение одной минуты, они могут вспомнить событие на следующий день. Чем старше были дети, тем дольше они помнили. Она также обнаружила, что вы можете заставить младенцев запоминать события дольше, тренируя их в течение длительных периодов времени и давая им напоминания — например, показывая им, что устройство очень быстро движется само по себе.

Если младенцы могут формировать воспоминания в первые несколько месяцев жизни, почему люди не помнят вещи с этой самой ранней стадии жизни? 

До сих пор неясно, испытывают ли люди детскую амнезию из-за того, что мы не можем сформировать автобиографические воспоминания, или у нас просто нет способа восстановить их. Никто точно не знает, но у ученых есть несколько догадок.

Одна из них заключается в том, что автобиографические воспоминания требуют некоторого самоощущения. Вы должны думать о своем поведении с точки зрения того, как оно соотносится с другими. Исследователи проверяли эту способность, используя задачу распознавания зеркал, называемую тестом румян. Она включает в себя нанесение на нос ребенка пятна красной помады или румян, как говорили в 1970-х годах, когда создавалась эта задача.

Затем исследователи помещают младенца перед зеркалом. Младенцы младше 18 месяцев просто улыбаются милому малышу в отражении, не показывая никаких признаков того, что они узнают себя или красную отметину на своем лице. В возрасте от 18 до 24 месяцев малыши трогают свой собственный нос, даже выглядят смущенными, предполагая, что они связывают красную точку в зеркале со своим собственным лицом — у них есть некоторое чувство собственного достоинства.

Другим возможным объяснением детской амнезии является то, что, поскольку младенцы не овладевают речью до конца второго года жизни, они не могут формировать рассказы о своей собственной жизни, которые они могут позже вспомнить. Наконец, гиппокамп, который является областью мозга, в значительной степени ответственной за память, не полностью развит в период младенчества. Ученые продолжат исследовать, как каждый из этих факторов может повлиять на то, почему вы не можете вспомнить многое, если вообще что-либо помните о своей жизни до двухлетнего возраста.

Научная статья по теме: 30-минутный сон может улучшить обучение и память у детей грудного возраста.