Люди делятся примерно на 200 наций, но существует около 6000 языков. Поэтому кажется очевидным, что двуязычие встречается гораздо чаще, чем многие из нас могут предположить. Это становится все более очевидным фактом, который, по-видимому, подрывает преобладающую модель «одного государства, одного языка» и является следствием объединения ранее отдельных регионов и культур в более крупные нации.
Поскольку взгляды на эту тему начали меняться, в последние десятилетия изучалось влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие. Вопрос о том, может ли двуязычие защитить от болезни Альцгеймера, уже некоторое время находится в центре внимания, и даже сегодня степень его эффективности в борьбе со снижением когнитивных функций является предметом споров.
Сложная связь между старением и двуязычием
Это непростая задача, учитывая, что она касается двух условий, которые сами по себе уже очень сложно исследовать по отдельности, тем более в сочетании. При исследовании двуязычия и старения необходимо учитывать множество эмоциональных, когнитивных, языковых и социальных переменных. Это означает, что результаты исследований в одном контексте не могут быть обобщены на все группы населения.
Кроме того, не существует единой формы двуязычия. В зависимости от того, когда изучается язык, мы различаем две формы: раннее (или одновременное) двуязычие, приобретаемое в раннем детстве; и последовательное двуязычие, когда второй язык вводится в более позднем возрасте.
Исследования раннего двуязычия, вплоть до возраста четырех-шести лет, фокусируются на структурном и постоянном влиянии, которое владение более чем одним языком оказывает на развивающийся мозг. В эти ранние годы, известные как «критический период», мозг отбрасывает или «обрезает» огромное количество нейронов. Это происходит при образовании огромного количества новых связей и цепей. Среди многих других изменений к категории относятся фонологические контрасты — способность различать разные звуки. Неотработанные звуки в этом процессе исключаются, что делает их очень трудными для дальнейшего изучения.
Исследования последовательного двуязычия рассматривают разные периоды его приобретения. В частности, существует три различных этапа: до 12–15 лет, от 16 до 30 и от 31 до 60 лет.
Существует также широкий спектр способностей, которые необходимо учитывать: быть двуязычным с базовым словарным запасом в 6000 слов полностью отличается от освоения 60 000 словесных понятий на двух языках с минимальными ошибками.
Понимать и говорить на языке – это не одно и то же
Ошибки могут стать особенно интересным направлением обучения. Обычно ошибки при произнесении речи (говорении и письме) более часты и заметны, чем ошибки при чтении или аудировании, где их присутствие на удивление минимально.
Это связано с тем, что процесс создания письменной или устной речи более сложен: он включает в себя выбор, идентификацию, упорядочивание, оценку и завершение сказанного.
Понимание, с другой стороны, лингвистически проще, поскольку предполагает распознавание уже изученного материала. Однако мы не можем игнорировать тот факт, что вывод неявного значения (того, что не сказано) является ключом к хорошему пониманию, а это требует дополнительных умственных усилий.
Исследование этой работы предполагаемого значения показало, что двуязычные люди обладают улучшенными когнитивными способностями. Быть двуязычным означает иметь дело с более широким спектром возможностей с точки зрения языка и культуры, уметь направлять внимание, управлять мысленной картой и так далее. В зависимости от способностей и опыта это может как потребовать, так и предоставить более значительные когнитивные ресурсы.
Если мы добавим сложность риторики или контекста (это может быть социальный, повествовательный или профессиональный) и множество слоев эмоций, к которым может получить доступ язык, легко понять, почему хороший перевод является такой сложной задачей.
Недавние данные о двуязычии и снижении когнитивных функций
Недавно опубликованное исследование DELCODE, в котором сравниваются 746 участников вышеупомянутых возрастных групп, предлагает отличное исследование взаимосвязи между двуязычием и старением. Результаты исследования ясно показывают, как в схожих контекстах использования двуязычие (одновременное или последовательное), практикуемое ежедневно, приносит пользу.
В частности, научная работа показала, что последовательное двуязычие — хотя и не после 60 лет — оказывает влияние на поддержание когнитивных функций, особенно в отношении обучения, общей памяти, рабочей памяти, исполнительных функций и языковой компетентности.
На структурном уровне у двуязычных людей объем серого вещества больше, чем у одноязычных. Это справедливо как для билингвов младшего, так и среднего возраста.
Подводя итог, можно сказать, что хотя двуязычие возникает в самых разных ситуациях, с нюансами для каждого человека, есть явные доказательства того, что оно вызывает полезные и долговременные структурные изменения в мозге. Более того, среди среднего населения последовательное двуязычие не только обеспечивает большую коммуникативную и культурную широту, но и постоянно улучшает когнитивные способности. Как следствие этого, мы можем ясно сказать, что двуязычие защищает от снижения когнитивных функций.
Статья по теме: Ежедневная медитация замедляет старение мозга.
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.