Родители во всем мире склонны беспокоиться о том, что их дети спят слишком мало или слишком много. Согласно новому исследованию Университета Восточной Англии (University of East Anglia), дети, которые много спят, имеют меньший словарный запас и более слабые когнитивные навыки. В то же время другим, как правило, тем, у кого меньше словарный запас и более слабые когнитивные навыки, нужно спать чаще. Исследовательская группа считает, что сокращение сна для этих детей не улучшит развитие их мозга и что им следует разрешать спать так часто и так долго, как им нужно. Исследование было опубликовано в научном журнале JCPP Advance.
Ведущий исследователь доктор Теодора Глига (Teodora Gliga) комментирует: «Вопросы сна сильно беспокоят родителей. Они беспокоятся о том, что их дети спят не так много, как положено для их возраста, или спят слишком часто и слишком долго. Однако наше исследование показывает, что то, как часто ребенок спит, отражает его индивидуальные когнитивные потребности. Дети с меньшим словарным запасом или более низким показателем исполнительной функции спят чаще. Маленькие дети, естественно, будут спать столько, сколько им нужно, и им нужно позволять это делать», — добавила она.
Материалы и методы исследования
Исследовательская группа изучила 463 младенца в возрасте от восьми месяцев до трех лет во время изоляции в 2020 году.
Родители были опрошены о характере сна их детей, их способности сосредоточиться на задаче, удерживать информацию в памяти и количестве слов, которые они понимали и могли произнести.
Ученые также спрашивали родителей об их социально-экономическом статусе, уровне дохода и образовании, а также о количестве экранного времени и занятиях на свежем воздухе, которыми занимался их ребенок.
Доктор Глига добавляет: «Изоляция дала нам возможность изучить внутренние потребности детей во сне, потому что, когда дети находятся в детском саду, они редко спят столько, сколько им нужно. Поскольку детские сады были закрыты, это означало меньшее нарушение естественного режима сна детей. Никто из детей, принимавших участие, не посещал детский сад.
«Мы обнаружили, что структура дневного сна является показателем когнитивного развития. Младенцы с более частым, но более коротким сном, чем ожидалось для их возраста, имели меньший словарный запас и худшие когнитивные функции. Мы также обнаружили, что эта отрицательная связь между словарным запасом и частотой дневного сна была сильнее у детей старшего возраста», — добавила она.
«В то время как большинство родителей говорили нам, что изоляция не повлияла на сон их ребенка, родители с более низким социально-экономическим статусом с большей вероятностью сообщали об ухудшении сна. Время использования экрана во время самоизоляции увеличилось, а занятия на свежем воздухе сократились, но это не объясняет различий в детском сне».
«Предыдущая работа предполагала, что родители и опекуны должны поощрять частый сон детей дошкольного возраста. Наши результаты показывают, что у детей разные потребности во сне — некоторые дети могут отказаться от дневного сна раньше, потому что они в нем больше не нуждаются. Другим, возможно, все еще он нужен после достижения трехлетнего возраста. В Великобритании дошкольные учреждения, в которых учатся дети в возрасте от 3 до 5 лет, не имеют условий для сна. Воспитатели должны учитывать умственный возраст ребенка, а не хронологический возраст, чтобы определить его потребности во сне», — заключает она.
Авторы другого исследования утверждают, что дети с бессонницей, вероятно, продолжат страдать ее во взрослом возрасте.