Легкий стресс отцов улучшает IQ у будущих детей

Новое исследование раскрывает сложную роль психического здоровья отцов в формировании будущего их детей. Легкие тревожные симптомы или симптомы депрессии у отцов коррелируют с меньшим количеством поведенческих проблем и более высокими показателями IQ у маленьких детей, что сочетается с влиянием психического здоровья матери.

Это исследование подчеркивает нюансы влияния обоих родителей на развитие ребенка и открывает новые дискуссии о родительской настройке и поддержке во время ключевых жизненных переходов.

Многие родители испытывают стресс, тревогу и симптомы депрессии на протяжении всей своей жизни, особенно в переходные периоды, такие как беременность и поступление детей в школу. Исследования в целом показали, что высокий уровень тревоги и депрессии у родителей связан с плохими поведенческими и когнитивными показателями у детей.

Группа исследователей под руководством Тины Монтрей (Tina Montreuil) из Центра здоровья Университета Макгилла (RI-MUHC) обнаружила, что легкие тревожные или депрессивные симптомы у отцов были связаны с меньшим количеством поведенческих проблем в первые годы обучения в начальной школе и лучшими результатами по стандартизированному тесту IQ у их детей.

Их выводы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

«Наше исследование показывает, что благополучие как матерей, так и отцов важно для содействия когнитивно-поведенческому развитию их детей и что они потенциально дополняют друг друга», — говорит профессор Монтрей.

Связь психического здоровья отцов с развитием детей

Хотя роль стресса, тревоги и депрессии матери на поведенческое и когнитивное развитие детей хорошо известна, о связи между психическим здоровьем отцов и развитием детей известно меньше.

Команда исследователей изучила, связаны ли отцовская тревога и депрессивные симптомы, измеренные во время беременности их партнера, а также через шесть-восемь лет, с когнитивными функциями и поведением детей.

Ученые изучили эту связь на выборке сообщества, где уровни тревожных и депрессивных симптомов, о которых сообщали родители, были переменными и, как правило, менее серьезными, чем среди клинически диагностированной популяции.

Первые оценки, проведенные во время беременности и в младенчестве, включали психическое здоровье родителей и психосоциальные показатели, такие как высший уровень образования родителей, удовлетворенность отношениями и родительское восприятие.

Вспомогательное исследование проводилось в критическом возрасте от шести до восьми лет, когда дети учатся в начальной школе и от них ожидается более активное использование своих поведенческих и когнитивных навыков.

«Наши результаты показывают, что симптомы тревоги и/или депрессии, о которых сообщают отцы, не были связаны с ухудшением поведенческих и когнитивных показателей их детей, как было обнаружено ранее в других исследованиях», — комментирует Шерри Ли Джонс (Sherri Lee Jones), автор исследования и научный сотрудник Исследовательского центра Дугласа, который во время исследования был научным сотрудником RI-MUHC.

В частности, исследователи обнаружили, что несколько более высокий уровень симптомов депрессии, о котором сообщали отцы, когда их партнерша была беременна, был связан с меньшим количеством поведенческих и эмоциональных проблем у их ребенка в возрасте примерно шести-восьми лет.

Это включало в себя способность детей сидеть неподвижно в течение длительного периода времени, редко выходить из себя и иметь хорошую концентрацию внимания, как сообщили родители в анкетах. Напротив, более высокие симптомы тревоги и депрессии среди матерей были связаны с худшими поведенческими результатами в детстве, как при рождении, так и в среднем детстве.

При оценке в детстве немного более высокие, но все же легкие отцовские тревожные и депрессивные симптомы были связаны с несколько более высокими показателями когнитивных функций у детей 6–8 лет. Это также контрастировало с закономерностями, обнаруженными среди матерей.

Понимание родительского влияния

Исследователи отмечают, что их результаты не могут быть обобщены на родителей, испытывающих клинические уровни депрессии и тревоги, и что ни один из изученных ими факторов не может объяснить связь между симптомами психического здоровья отца и результатами лечения ребенка.

«Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять соответствующие роли и совокупный вклад родителей в развитие ребенка», — дополняет профессор Монтрей. «Наши результаты, как и другие, указывают на важность обучения людей, готовящихся стать родителями. Они также подчеркивают важность родительской настройки. Этот термин относится к способности родителя адаптивно реагировать на сигналы своего ребенка, внимательно адаптируя свою реакцию к потребностям ребенка в конкретной ситуации».

«Поскольку большая настройка родителей связана с когнитивными и социальными компетенциями ребенка, одно из возможных объяснений заключается в том, что отцы в нашей выборке исследования, возможно, продемонстрировали большую настройку на своего ребенка, чтобы «компенсировать» факторы риска окружающей среды, такие как материнские симптомы депрессии или тревоги, или другие известные предсказатели», — заключает профессор Монтрей.

Авторы другого исследования утверждают, что детей необходимо информировать о вреде алкоголя начиная с 9 лет