Медленная музыка в туннелях помогает водителям сосредоточиться и быть в безопасности

Ученые из Китая, Канады и США пришли к выводу, что медленная музыка внутри туннелей может снизить напряжение и усталость водителей, делая их менее склонными к превышению скорости и обгонам. Эти результаты означают, что правильно подобранная фоновая музыка может повысить безопасность дорожного движения. Результаты научной работы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Актуальность исследования

Проезжать через туннель — задача сложная и рискованная. Водителям необходимо снизить скорость и адаптироваться к плохому освещению, а замкнутое пространство может вызывать у них беспокойство. Предотвращение несчастных случаев — это проблема общественного здравоохранения, в которой используются идеи инженерии, психологии, физиологии и нейробиологии.

«Когда водители проезжают через туннель, им необходимо быстро обрабатывать большой объем информации. Мы хотели найти лучший способ использовать звук, чтобы водители были бдительны и сосредоточены внутри туннелей. Мы сравнили влияние на мозговую активность и физиологию различных типов звуков: медленная или быстрая музыка, предупреждающие звуки, такие как сирены, и голос, напоминающий им о безопасном вождении», — считает автор исследования Янцюнь Ян (Yanqun Yang) из Университета Фучжоу (Fuzhou University), Китай. «Мы показываем, что лучшим решением является воспроизведение медленной музыки внутри туннеля, но включение тревожных звуков, таких как сирены, при входе и выходе или во время чрезвычайных ситуаций».

Уровень аварий зависит от местоположения в туннелях.

Почему в туннелях бывают аварии?

Предыдущие исследования показали, что аварии в туннелях случаются реже, чем на открытых дорогах, но что аварии, происходящие внутри, обычно более серьезны. Не одинакова и частота аварий по всей длине туннеля: например, аварии более вероятны непосредственно перед входом или после него. После того, как водители привыкли к особой обстановке внутри, они, как правило, снижают скорость и удаляются от стены туннеля, что снижает количество аварий. Аварии снова становятся более вероятными на среднем участке длинных туннелей, поскольку у водителя уменьшается бдительность от скуки.

Материалы и методы исследования

Авторы исследования изучали, могут ли фоновые звуки и музыка помочь водителям расслабиться, но сосредоточиться на длине туннеля. С помощью виртуальной реальности они смоделировали четырехполосный туннель длиной 5100 м с движением в обоих направлениях со скоростью от 80 до 100 км / ч. 

Они наняли 40 молодых женщин и мужчин в качестве экспериментальных водителей — эти люди смотрели виртуальную реальность на экранах, находясь внутри консоли, которая непрерывно записывала давление на педали, угол поворота рулевого колеса, скорость движения и ускорение.

Ученые использовали беспроводные датчики для сравнения нейрофизиологической реакции водителей на пять экспериментальных звуков: запись из реального туннеля, медленная музыкальная песня «Canon» с 72 ударами в минуту, быстрая песня «Хорватская рапсодия» со скоростью 96 уд / мин, полицейская сирена и предупреждение женским голосом: «Пожалуйста, включите свет, снизьте скорость и не обгоняйте» или «Авария — черное пятно, пожалуйста, включите свет и снизьте скорость».

Они измерили электрическую проводимость кожи как показатель «возбуждения», который включает внимание, бдительность и память. Показатели частоты сердечных сокращений и их вариабельности служили показателями эмоционального состояния, стресса, умственной нагрузки и утомления, в то время как показатели активности мозга ЭЭГ использовались в качестве показателей бодрствования, утомления, расслабления и нервозности.

Результаты научной работы

Медленная музыка побуждает водителей к безопасному вождению.

Водители ехали быстрее на быструю музыку и тише на медленную. Сравнение вариабельности сердечного ритма — обычно низкой у людей, находящихся в состоянии стресса, — показало, что водители чувствовали себя наиболее расслабленными с минимальной умственной нагрузкой при прослушивании медленной музыки. Это согласуется с отзывами водителей, 63% из которых выбрали медленную музыку в качестве предпочтительного фона.

Сравнение мозговых волн водителей, которые обычно повышаются у нервных или возбужденных людей показало, что медленная музыка снижает нервозность водителей, в то время как голосовые подсказки, быстрая музыка и сирены усиливают ее. Сравнение относительных паттернов волн α, β и θ — часто объединяемых в исследованиях для измерения утомляемости — показало, что голосовые подсказки были наиболее эффективными в предотвращении усталости.

Лучшее решение: сочетание медленной музыки со случайными сиренами.

Авторы исследования приходят к выводу, что безопасность повысится, если в туннелях будет играть медленная музыка в качестве фона, а сирены следует включать только при входе, выходе и во время чрезвычайных ситуаций.

«Мы считаем, что медленная музыка, играющая в качестве фона в туннелях, заменяемая сиренами только в тех местах и в то время, когда риск аварий наиболее высок, лучше всего помогает водителям быть бдительными, расслабленными и не уставшими, одновременно побуждая их проявлять особую бдительность и при необходимости сфокусироваться», — говорит соавтор исследования доктор Вэй Линь (Wei Lin) из Университета Цинциннати (University of Cincinnati), США. «Еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем можно будет предложить конкретные рекомендации. Например, в будущих исследованиях следует проверить влияние широкого диапазона звуков на водителей, различающихся по возрасту, стажу вождения, чувствительности слуха и степени нарушения слуха. Но наше исследование является доказательством принципа, который продвигает наши знания о безопасности дорожного движения на шаг вперед».

Авторы другого исследования определили факторы, которые объясняют стресс человека во время вождения