Отсутствие математического образования негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков

Согласно новому исследованию, опубликованному в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, подростки, не изучающие математику, оказались в более невыгодном положении, по сравнению со сверстниками, изучающими математику. 

Актуальность вопроса

В отличие от большинства стран мира, в Великобритании 16-летние студенты могут прекратить математическое образование. Эта ситуация позволила команде изучить, может ли этот недостаток математического образования повлиять на развитие мозга и когнитивные способности.

Материалы и методы исследования

133 студента в возрасте от 14 до 18 лет приняли участие в эксперименте, проведенном исследователями с кафедры экспериментальной психологии Оксфордского университета (University of Oxford).

Результаты научной работы

Исследование показало, что студенты, которые не изучали математику, имели меньшее количество важнейшего химического вещества для пластичности мозга (гамма-аминомасляной кислоты) в ключевой области мозга, участвующей во многих важных когнитивных функциях, включая мышление, решение проблем, математику, память и обучение. Основываясь на количестве химических веществ в мозгу, обнаруженных у каждого студента, исследователи смогли провести различие между подростками, которые изучали или не изучали математику, независимо от их когнитивных способностей. Более того, количество этого химического вещества в мозгу успешно спрогнозировало изменения в оценках по математике примерно через 19 месяцев. Примечательно, что исследователи не обнаружили различий в химическом составе мозга до того, как подростки перестали изучать математику.

Рой Коэн Кадош (Roi Cohen Kadosh), профессор когнитивной нейробиологии Оксфордского университета, сказал: «Математические навыки связаны с целым рядом преимуществ, включая занятость, социально-экономический статус, а также психическое и физическое здоровье. Подростковый возраст – важный период в жизни, который связан с важными изменениями в мозгу и когнитивных процессах. К сожалению, прекращение изучения математики в этом возрасте, по-видимому, приводит к разрыву между подростками, которые прекращают свое математическое образование, по сравнению с теми, кто продолжает его. Наше исследование обеспечивает новый уровень биологического понимания влияния образования на развивающийся мозг и взаимного влияния между биологией и образованием.

Пока неизвестно, как можно предотвратить это неравенство и его долгосрочные последствия. Не каждый подросток увлекается математикой, поэтому нам нужно найти возможные альтернативы, такие как обучение логике и рассуждениям, которые задействуют ту же область мозга, что и математика».

Профессор Коэн Кадош добавил: «Хотя мы начали это направление исследований до COVID-19, мне также интересно, как сокращение доступа к образованию в целом и математике в частности (или его отсутствие из-за пандемии) влияет на мозг и когнитивное развитие детей и подростков. Хотя мы еще не знаем о долгосрочном влиянии этого перерыва, наше исследование дает важное понимание того, как отсутствие математики может повлиять на мозг и поведение».

Авторы другого исследования утверждают, что за математические способности детей отвечают гены.