Живая музыка значительно усиливает эмоциональные реакции мозга по сравнению с записанными мелодиями. Измеряя активность миндалевидного тела, исследователи обнаружили, что живые выступления вызывают более сильные эмоциональные реакции, способствуя более глубокой когнитивной и аффективной обработке во всем мозге. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.
Исследование подчеркивает уникальную синхронизацию между музыкантами и публикой во время живых выступлений, указывая на глубокую связь, которую невозможно воспроизвести в записанной музыке. Это исследование доказывает эволюционную важность живой музыки, подчеркивая ее беспрецедентную способность вовлекать нас эмоционально и социально.
Музыка может оказывать сильное влияние на наши эмоции. Исследования показали, что прослушивание записанной музыки стимулирует эмоциональные и творческие процессы в нашем мозгу. Но что происходит, когда мы слушаем музыку вживую, например, на музыкальном фестивале, в опере или на фольклорном концерте? Реагирует ли наш мозг по-разному в зависимости от того, слушаем ли мы музыку вживую или в потоковом режиме?
Живая музыка сильнее стимулирует аффективный мозг
Команда исследователей из Цюрихского университета (University of Zurich) во главе с Сашей Фрюхольцем (Sascha Frühholz), профессором в области когнитивной и аффективной нейробиологии, теперь исследовала этот вопрос.
Ученые изучили влияние живой музыки и записанной музыки на эмоциональные процессы в человеческом мозге. Они провели тщательно продуманный эксперимент, в ходе которого пианист исполнял живую музыку, чтобы усилить эмоциональные реакции в миндалевидном теле, эмоциональном центре мозга.
В ходе эксперимента исследователи использовали магнитно-резонансную томографию для измерения активности миндалевидного тела 27 слушателей, а также исполнителя в режиме реального времени. Основываясь на этих данных, пианист немедленно адаптировал свое исполнение, чтобы еще больше усилить эмоции публики.
Для сравнения реакций слушателям проигрывали запись той же музыки в исполнении того же музыканта, но без петли нейробиоуправления.
«Наше исследование показало, что приятные и неприятные эмоции, исполняемые под живую музыку, вызывают гораздо более высокую и последовательную активность в миндалевидном теле, чем под записанную музыку. Живое выступление также стимулировало более активный обмен информацией во всем мозге, что указывает на сильную обработку эмоций в аффективной и когнитивной частях мозга», — комментирует Фрюхольц.
Музыканты и публика синхронизированы
Исследователи также проанализировали, как фортепианная музыка согласуется с мозговой деятельностью аудитории. Сильная синхронизация между субъективными эмоциональными переживаниями и слуховой системой мозга, которая оценивает музыку по ее акустическому качеству, наблюдалась только тогда, когда публика слушала живое исполнение.
Более того, только живая музыка продемонстрировала сильную и положительную связь между особенностями музыкального исполнения и мозговой активностью слушателей.
Живые выступления — эволюционный корень музыки
Люди всегда использовали инструменты для создания живой музыки. Лишь благодаря технологическому прогрессу в начале 20-го века музыку удалось записывать на устройствах и сделать широко доступной для всех людей.
Однако даже сегодня, несмотря на платформы потоковой передачи музыки и высококачественные громкоговорители и наушники, социальный опыт посещения живого концерта невозможно воспроизвести.
«Возможно, это можно проследить до эволюционных корней музыки», — заключает Фрюхольц. «Людям нужны эмоциональные переживания от живой музыки. Мы хотим, чтобы музыканты своими выступлениями отправляли нас в эмоциональное путешествие». Или, как гласит знаменитая цитата из фильма «Касабланка» 1942 года: «Сыграй один раз, Сэм. Ради старых времен.»
Авторы другого исследования утверждают, что живая музыка уменьшает гормоны стресса
Невролог, мануальный терапевт, рефлексотерапевт АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей
Ведёт пациентов неврологического профиля с полным неврологическим осмотром, разработкой плана обследования и схемы лечения пациента (в остром периоде, на этапе реабилитации), динамическое наблюдение.