Способности к обучению сохраняются у людей с деменцией

Пациенты с деменцией все еще могут осваивать новые навыки, бросая вызов распространенным заблуждениям об этой болезни. Исследователь впервые познакомил страдающих деменцией с планшетными компьютерами, и, несмотря на ухудшение памяти, они постепенно научились пользоваться ими самостоятельно. Результаты показывают, что пациенты с деменцией сохраняют способность сосредотачиваться и учиться, при наличии интереса. Исследование открывает новые возможности для создания значимых занятий для пациентов с деменцией, основанных на их собственных интересах и возможностях.

Новизна исследования

Люди с деменцией по-прежнему способны учиться новому, несмотря на болезнь. Таков вывод диссертации, недавно представленной в Университете Линчёпинга (Linkoping University), Швеция. По словам Элиаса Ингебранда, проводившего исследование, его результаты развенчивают распространенное мнение о том, что люди с деменцией — пустые оболочки.

Элиас Ингебранд (Elias Ingebrand) позволил десяти пациентам с деменцией, восемь из которых жили в учреждениях по уходу, впервые в жизни попробовать использовать компьютерные планшеты. Сотрудник или любимый человек был там для поддержки, но единственная инструкция, данная участникам, заключалась в том, чтобы использовать планшет по своему усмотрению. Вскоре выяснилось, что устройство вызвало у них любопытство.

«Меня это несколько удивило. Я, возможно, ожидал, что он просто будет лежать и что они будут говорить о чем-то другом, но мы видели, что они сосредоточили свое внимание на нем», — комментирует автор исследования.

Исследование длилось 4–6 недель. Хотя участники страдали от серьезного ухудшения памяти, они постепенно научились пользоваться планшетом более самостоятельно. Объяснение, по мнению Элиаса Ингебранда, заключается в том, что тело помнит необходимые движения, даже если способность говорить у них утрачена. Но важно вызвать у человека интерес.

Женщина, которая раньше занималась спортивным ориентированием, спонтанно начала использовать планшет для проверки результатов соревнований. Человек, который раньше был беспокойным и агрессивным, научился пользоваться открытым архивом SVT, шведской общественной телекомпании.

Через некоторое время сотрудники отметили, что он долго сидел и смотрел, спокойно и сосредоточенно. Это была его сторона, которую они никогда раньше не видели.

Элиас Ингебранд с удивлением обнаружил, что люди с деменцией могут разгадывать тайны планшета без помощи персонала или близких, сотрудничая и учась друг у друга. Также в этом контексте им удалось сосредоточиться на поставленной задаче.

Есть предыдущие исследования, которые показали, что люди с деменцией обладают способностью учиться новому. Это включало в себя запоминание бессмысленных слов или запоминание имен случайных людей.

Но Элиас Ингебранд говорит, что теперь он показал, что обучение может происходить даже без каких-либо конкретных инструкций, и что его результаты также могут быть немедленно применены в лечении деменции.

«Мой тезис влияет на то, как мы смотрим на людей с деменцией. С ними нужно обращаться не как с детьми, а как с людьми, у которых еще есть воля и стимул что-то делать. В конечном итоге речь идет о возможности участвовать в значимых мероприятиях, основанных на собственных интересах и желаниях человека».

Это, конечно, представляет собой проблему для персонала учреждения по уходу, который часто слишком занят, чтобы сидеть с одним человеком в течение любого периода времени. Позволить людям с деменцией делать что-то совместно может быть решением, которое стоит попробовать. И хотя это исследование посвящено планшетным компьютерам, Элиас Ингебранд считает, что его результаты применимы и к другим формам обучения.

«Я хочу продолжить свое исследование, выяснив, как использовать знания и опыт людей с деменцией для создания значимой деятельности. Может быть, кто-то мог бы инициировать деятельность и учить других в учреждении по уходу. Возможно, это мог бы быть небольшой семинар или уроки по вязанию. Право на обучение на протяжении всей жизни должно распространяться на всех; главное — получить возможность учиться», – заключает автор исследования.

Статья по теме: Статины и деменция – есть ли связь?