Ученые: недоношенные дети преуспевают, владея двумя языками

Исследователи обнаружили, что двуязычие приносит пользу детям, родившимся преждевременно, что противоречит советам некоторых специалистов здравоохранения. Исследование показало, что двуязычные недоношенные дети превосходят одноязычных сверстников в когнитивных тестах.

Двуязычие может быть стратегией раннего вмешательства для улучшения управляющих функций у недоношенных детей. Исследование предполагает потенциальную роль двуязычия в улучшении навыков развития недоношенных детей.

Ученые обнаружили, что владение более чем одним языком может быть полезно для детей, родившихся преждевременно, вопреки советам, которые часто дают медицинские работники.

В исследовании, опубликованном в научном журнале Advances in Neonatal Care, сравнивались две группы недоношенных детей: двуязычные дети и дети, говорящие только на одном языке. Двуязычная группа показала лучшие результаты в когнитивном тесте, продемонстрировав лучшую организованность, точность и время реакции по сравнению с одноязычными детьми — важные навыки для академической успеваемости.

«Обычный совет медиков — не говорить более чем на одном языке с детьми, рожденными преждевременно», — комментирует Кэролайн Гилленсон (Caroline Gillenson), автор исследования. «Наши результаты показывают, что этого не должно быть, и что двуязычие может быть стратегией раннего вмешательства, которая поможет укрепить исполнительные функции недоношенных детей».

Дети, родившиеся преждевременно, часто подвергаются повышенному риску нарушения исполнительных функций — когнитивных процессов, которые включают, среди прочего, внимание, планирование, память, принятие решений, выполнение задач. Исследователи говорят, что это одна из причин возникновения заблуждений о том, что владение более чем одним языком может помешать овладению языком или вызвать задержки.

Ученые наблюдали за небольшой группой из 17 детей в возрасте от 6 до 7 лет, родившихся сильно недоношенными (до 35 недель) с низким весом при рождении  и длительным пребыванием в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН). Восемь детей говорили только на одном языке и девять детей говорили на английском и испанском языках.

Чтобы проверить их исполнительные функции, исследователи дали детям задание на подсчет существ — тест, в котором они считали количество животных сверху вниз, начиная с одного, а затем переключались между счетом вверх или вниз, согласно стрелкам.

Способность переключаться с восходящего счета на нисходящий или наоборот является ключом к измерению исполнительных функций. Фиксировались правильные ответы и время, необходимое для выполнения задания.

Недоношенные двуязычные дети действовали значительно точнее и с большим количеством полных переключений, чем недоношенные монолингвальные дети.

Авторы исследования отмечают, что, хотя у них был небольшой размер выборки, их предварительные данные имеют практическое значение и проливают свет на преимущества, которые двуязычие может дать исполнительным способностям недоношенных детей.

«Это действительно показывает, что владение более чем одним языком может быть чрезвычайно полезным для недоношенных детей, как и для детей, рожденных в срок», — дополняет профессор и автор исследования Дэниел Бэгнер (Daniel Bagner).

Далее команда ученых надеется также изучить дополнительные преимущества, которые могут наблюдатся, когда недоношенные дети говорят более чем на одном языке, включая пространственное мышление (понимание того, как объекты могут перемещаться в трехмерном мире) и металингвистическую осведомленность (способность сознательно размышлять о природе языка и выяснять правила и закономерности).

«К сожалению, многие родители, у которых есть недоношенные дети, рассказали нам, что их педиатр посоветовал им перестать использовать родной язык дома. Им посоветовали использовать английский только со своим ребенком», — заключает Мелисса Баральт (Melissa Baralt), профессор психолингвистики и один из авторов исследования. «Мы надеемся, что это исследование может послужить призывом к действию для родителей и медицинских работников, чтобы они осознали преимущества двуязычия в развитии навыков развития недоношенных детей».

Авторы другого исследования утверждают, что дети с аутизмом, говорящие на двух языках, более социально адаптированы.