Дети с аутизмом, говорящие на двух языках, более социально адаптированы

В новом исследовании, опубликованном в журнале Autism Research, ученые из Женевского университета (University of Geneva) обнаружили, что билингва позволяет детям с аутизмом частично компенсировать симптомы психического расстройства и управляющих функций, которые лежат в основе многих проблем в социализации.

Актуальность вопроса

Расстройство аутистического спектра встречается у 1 ребенка из 100 и является одним из наиболее распространенных нарушений развития нервной системы. Аутизм оказывает особое влияние на социальное взаимодействие, включая трудности в понимании точки зрения, убеждений, желаний и эмоций других людей, известное как теория разума. Двуязычные семьи с аутичным ребенком зачастую отказываются от использования одного из домашних языков, чтобы не усложнять дальнейшее развитие коммуникативных навыков своего ребенка.

Расстройство аутистического спектра (РАС), диагностированное в раннем детстве, оказывает особое влияние на социальные и коммуникативные способности ребенка. Но что общего у детей с аутизмом, так это то, что им трудно поставить себя на место своего собеседника, сосредоточиться на точке зрения последнего и, таким образом, отвлечь свое внимание от собственной точки зрения. Следовательно, аутизм влияет не только на все, что связано с теорией разума – понимание убеждений, эмоций, намерений и желаний других, – но также на исполнительные функции , в том числе способности к вниманию.

Материалы и методы исследования

Исследователи наблюдали за 103 детьми с РАС в возрасте от 6 до 15 лет, 43 из которых были двуязычными. Чтобы наблюдать реальное влияние двуязычия на их социально-коммуникативные навыки, ученые сгруппировали их в соответствии с возрастом, полом и степенью РАС.

Затем участники выполняли различные задания, чтобы оценить психическое состояние и навыки управляющих функций.

Результаты научной работы

Исследования двуязычия показали, что дети без аутизма, говорящие на нескольких языках, имеют более развитые навыки управляющих функций по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Таким образом, двуязычие приносит пользу именно там, где аутичный ребенок испытывает трудности. Двуязычные дети с РАС быстро отличались, набрав более высокие баллы, чем их сверстники. Двуязычие требует, чтобы ребенок сначала работал над навыками, т.е. он должен постоянно заботиться о знаниях других. На каком языке ему следует разговаривать. Затем, на втором этапе, ребенок использует свои управляющие функции, сосредотачивая свое внимание на одном языке и подавляя второй. Это настоящая гимнастика для мозга, которая действует как раз на дефициты, связанные с РАС.

Результаты исследования показывают, что двуязычие очень полезно для детей с РАС. Чтобы подтвердить, что социально-экономический уровень, на котором выросли участники, не играл роли в результатах, это также было зарегистрировано, и оказалось, что двуязычные дети в основном находились в более низком социально-экономическом окружении, чем одноязычные. Таким образом, можно утверждать, что преимущества в теории психики и исполнительных функций проявляются у двуязычных детей с РАС, даже когда они находятся в неблагоприятном социально-экономическом положении.

Авторы другого исследования утверждают, что аутизм вызывает невербальное проявление желудочно-кишечных симптомов у детей.