Ученые ставят под сомнение предыдущие представления о болезни Альцгеймера

Авторы нового исследования из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) ставят под сомнение существующие представления о том, что накопление белка под названием бета-амилоид (Aβ) в головном мозге связан с болезнью Альцгеймера. Хотя накопление амилоидного белка связывают с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера, мало что известно о том, как этот белок связан с нормальным старением мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Alzheimer’s & Dementia.

Чтобы изучить уровни белка Aβ в головном мозге человека, исследователи проанализировали образцы тканей как здорового головного мозга, так и мозга пациентов с деменцией. Результаты исследования показали, что в головном мозге пожилых когнитивно здоровых людей содержится такое же количество растворимого нефибриллярного амилоидного белка, как и в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера. Но, как и ожидали исследователи, в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера было больше нерастворимого фибриллярного амилоидного белк (формы амилоидного белка, которые объединяются, образуя «бляшки», наблюдаемые при заболевании), комментирует автор исследования Макс Торвальд (Max Thorwald).

Новизна исследования

Полученные результаты ставят под сомнение гипотезу, что увеличение количества амилоидного белка в целом является основной причиной болезни Альцгеймера. Вместо этого увеличение растворимого Aβ может быть распространенным изменением головного мозга, связанным со старением, не специфичным для болезни Альцгеймера, в то время как более высокие уровни фибриллярного амилоида, по-видимому, являются специфическим показателем ухудшения здоровья мозга.

Ученые считают, что болезнь Альцгеймера не просто связана с повышенной выработкой белка Aβ, а со снижением способности эффективно очищать белок и предотвращать образование фибриллярного амилоида, способствующего образованию бляшек.

«Стареющий мозг – это джунгли»

Повышение уровня амилоида происходит с возрастом и зависит от области головного мозга.

«Лобная кора головного мозга вырабатывает больше амилоида по сравнению с мозжечком во время процесса старения человеческого мозга, что совпадает с патологиями, связанными с болезнью Альцгеймера, в конце жизни», – добавляет Торвальд.

Лечение моноклональными антителами леманекаб, как было замечено в клинических испытаниях, уменьшает количество Аβ-бляшек и недавно получило одобрение FDA за его способность замедлять снижение когнитивных функций у пациентов с болезнью Альцгеймера, но результаты требуют дальнейших тщательных исследований относительно долгосрочного воздействия.

«Леканемаб явно действует на уменьшение фибриллярного амилоида», – комментируют авторы исследования. «Однако мы обеспокоены серьезными побочными эффектами, включая отек мозга и кровотечение, которые были на 100% больше, чем в контрольной группе, с неизвестным отсроченным или скрытым воздействием».

Изучение большего количества того, как мозг обрабатывает и удаляет такие белки, Aβ, может дать важную информацию о болезни Альцгеймера и ее причинах. Финч отметил, что очень немногие случаи деменции происходят с амилоидными бляшками, или массами агрегированного белка Aβ как единственной патологией, присутствующей в мозге пораженных пациентов. Вместо этого в большинстве случаев наблюдаются более сложные тканевые аномалии, от накопления дополнительных типов белка до небольших кровоизлияний в мозг: «Стареющий мозг – это джунгли».

Авторы другого исследования утверждают, что моча поможет выявить болезнь Альцгеймера на ранней стадии.