Ученые выяснили, как музыка помогает предотвратить когнитивный спад у пожилых людей

Авторы нового исследования заявили, что прослушивание музыки или занятия музыкой оказывает положительное влияние на снижение когнитивных функций у пожилых людей, стимулируя выработку серого вещества в определённых областях мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале NeuroImage: Reports.

Новизна исследования

Нормальное старение связано с прогрессирующим снижением когнитивных функций. Но можем ли мы научить наш мозг откладывать этот процесс?

Команда ученых из Женевского университета (UNIGE) обнаружила, что практика и прослушивание музыки могут изменить снижение когнитивных функций у здоровых пожилых людей, стимулируя выработку серого вещества.

Чтобы достичь этих результатов, исследователи наблюдали за более чем 100 пенсионерами, которые никогда раньше не занимались музыкой. Они были зачислены на обучение игре на фортепиано и музыке в течение шести месяцев. Эти результаты открывают новые перспективы для поддержки здорового старения.

Пластичность мозга во время старения

На протяжении всей жизни наш головной мозг перестраивается. Морфология и связи мозга меняются в зависимости от окружающей среды и опыта, например, когда мы осваиваем новые навыки или преодолеваем последствия инсульта. Однако с возрастом эта «пластичность мозга» снижается. Мозг также теряет серое вещество, где расположены наши драгоценные нейроны. Это известно как «атрофия мозга».

Постепенно появляется когнитивный спад. Рабочая память, лежащая в основе многих когнитивных процессов, является одной из когнитивных функций, страдающих больше всего. Рабочая память определяется как процесс, в котором мы кратковременно сохраняем информацию и манипулируем ею для достижения цели, например, запоминаем телефонный номер достаточно долго, чтобы записать его, или переводим предложение с иностранного языка.

Результаты исследования показали, что музыкальная практика и активное слушание могут предотвратить ухудшение рабочей памяти. Такие занятия способствовали пластичности мозга и были связаны с увеличением объема серого вещества. Положительное влияние также было оказано на рабочую память.

Исследование проводилось среди 132 здоровых пенсионеров в возрасте от 62 до 78 лет. Одним из условий участия было то, что они не брали уроков музыки более полугода.

Обучение музыке или прослушивание музыки

«Нам нужны были люди, чей мозг еще не проявлял никаких следов пластичности, связанной с музыкальным обучением. Действительно, даже короткий опыт обучения в течение жизни может оставить следы в головном мозге, что исказило бы наши результаты», — объясняет Дэмиен Мари (Damien Marie), автор исследования и научный сотрудник Центра биомедицинской визуализации CIBM (CIBM Center for Biomedical Imaging).

Участники были случайным образом разделены на две группы, независимо от их мотивации играть на инструменте. У второй группы были активные уроки аудирования, которые были сосредоточены на распознавании инструментов и анализе музыкальных свойств в широком диапазоне музыкальных стилей. Занятия длились один час. Участники обеих групп должны были выполнять домашнее задание по полчаса в день.

Положительное влияние на обе группы

«Через шесть месяцев мы обнаружили общие эффекты обоих вмешательств. Нейровизуализация выявила увеличение серого вещества в четырех областях головного мозга, участвующих в когнитивных функциях высокого уровня, у всех участников, включая области мозжечка, участвующие в рабочей памяти. Их производительность увеличилась на 6%, и этот результат был напрямую связан с пластичностью мозжечка», — утверждает Клара Джеймс( Clara James), автор исследования, профессор Женевской школы медицинских наук (Geneva School of Health Sciences).

Ученые также обнаружили, что качество сна, количество уроков, пройденных в ходе вмешательства, и количество ежедневных тренировок оказали положительное влияние на степень улучшения производительности.

Однако исследователи все же обнаружили разницу между двумя группами. У пианистов объем серого вещества оставался стабильным в правой первичной слуховой коре — ключевой области обработки звука, тогда как в группе активного слушания он уменьшался.

«Кроме того, у всех участников присутствовала глобальная картина атрофии мозга. Поэтому мы не можем сделать вывод, что музыкальные вмешательства омолаживают мозг. Они предотвращают старение только в определенных областях», — заключает Дэмиен Мари.

Эти результаты показывают, что практика и прослушивание музыки способствуют пластичности мозга и когнитивному резерву. Авторы исследования считают, что эти доступные вмешательства должны стать основным приоритетом политики здорового старения.

Следующим шагом для ученых является оценка потенциала этих вмешательств у людей с легкими когнитивными нарушениями, промежуточной стадией между нормальным старением и деменцией.

Статья по теме: Каким образом музыка успокаивает, заряжает и объединяет нас?