Ученые выяснили, почему пожилые водители склонны ошибочно принимать педаль газа за тормоз

В новом исследовании, опубликованном в журнале Behavioral Brain Research, ученые из Нагойского университета (Nagoya University) заявили, что для компенсации снижения когнитивных функций пожилым людям может потребоваться более активная работа мозга.

Материалы и методы исследования

В нескольких исследованиях изучались исполнительные функции и мозговая активность пожилых людей с точки зрения реакции стопы при торможении и ускорении. В новом исследовании ученые просканировали мозг пожилых людей и студентов во время имитации нажатия педали. Исследователей особенно интересовала левая дорсолатеральная префронтальная кора, область мозга, связанная с реакциями торможения и переключения. Чтобы смоделировать реакцию ног и рук человека при вождении автомобиля, ученые создали в лаборатории новую задачу, названную бимануальным и двуногим выбором реакции и задачей совместимости реакции и положения. Во время этого задания участникам давался сигнал нажимать левую или правую кнопку левой или правой ногой или левой или правой рукой.

Иногда участники нажимали на педаль перед собой, тогда как в других случаях они должны были нажимать ее по диагонали. Это было сделано для того, чтобы исследователи могли оценить, как участники реагировали в ситуациях, когда когнитивная нагрузка была выше. Ставя эту задачу как студентам университета, так и пожилым участникам, исследователи затем контролировали кровоток в их мозге.

У пожилых людей более длительное время сохранялись реакции в областях мозга, которые связаны с задачами торможения и переключения

Сканируя мозг пожилых людей и студентов во время симуляции торможения и ускорения, исследователи обнаружили, что у участников старшего возраста более длительное время реакции, более медленное время принятия решений и высокая активность мозга в тех областях мозга, которые связаны с задачами торможения и переключения. Эти результаты позволяют понять причины аварий с участием пожилых водителей, которые ошибочно принимают педаль газа за педаль тормоза.

Исследование показало, что левая дорсолатеральная префронтальная кора демонстрировала большую активацию при нажатии на педаль ногой по диагонали по сравнению с прямым нажатием на педаль. 

Кроме того, нажатие диагональной педали требовало более длительного времени реакции и большей активации мозга в левой дорсолатеральной префронтальной коре, чем нажатие прямо вперед. Интересно, что это было обнаружено только тогда, когда людей просили использовать ноги, а не руки. 

«Это указывает на то, что когнитивная нагрузка выше при нажатии на педаль ногой по диагонали, например при нажатии на тормоз», — объясняет автор исследования Нобуюки Каваи (Nobuyuki Kawai). «При нажатии ногой на педаль по диагонали, больше используются лобные доли, чем при нажатии на педаль прямо перед собой. В частности, левая дорсолатеральная лобная доля, которая важна для переключения реакции, более активна, когда ступня нажимается под углом, чем когда педаль нажимается прямо. В этих задачах пожилые люди имеют более высокую нейронную активность во всей лобной доле, чем студенты колледжа».

Результаты исследования показывают, что для компенсации снижения когнитивных функций пожилым людям может потребоваться более активная работа мозга. Пожилые люди могут испытывать затруднения в ситуациях с высокой когнитивной нагрузкой, например, при парковке автомобиля в узком пространстве. 

Авторы другого исследования утверждают, что пожилые женщины и молодые мужчины чаще подвержены повышенному риску неконтролируемой гипертонии.

Пожилые пациенты с нетуберкулезными микобактериями подвержены частым госпитализациям