Ученые выяснили, почему с возрастом сложнее запоминать слова

По мере того как мы становимся старше, нам становится все труднее подобрать нужные слова в нужный момент – даже несмотря на то, что наш словарный запас на самом деле постоянно растет в течение жизни. До сих пор было непонятно, почему это так. Исследователи из Института когнитивных наук и наук о мозге Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences) и Лейпцигского университета (University of Leipzig) выяснили, какие именно сети головного мозга меняют свою коммуникацию с течением времени, делая их более неэффективными. Результаты научной работы опубликованы в журнале Cerebral Cortex.

Материалы и методы исследования

Ученые изучили две группы людей в возрасте от 20 до 35 лет и старшую группу в возрасте от 60 до 70 лет. Обе группы попросили назвать слова находясь в фМРТ – сканере, которые относятся к определенным категориям, включая животных, металлы или транспортные средства.

Результаты научной работы

Обе возрастные группы хорошо умели находить нужные слова. Однако те, кто помоложе, были несколько быстрее. Причиной этого может быть различная активность головного мозга. Во-первых, не только сами области головного мозга, ответственные за языковую функцию, были более активными у молодых. Они также показали более интенсивный обмен в рамках двух решающих сетей: сети семантической памяти, в которой хранятся фактические знания, и исполнительной сети, которая отвечает за общие функции, такие как внимание и память.

Обратное наблюдалось у пожилых людей. Здесь исполнительные зоны проявили большую активность, что указывает на то, что задача в целом была более сложной для этих людей. Кроме того, обмен информацией в рамках важнейших сетей был менее эффективным, чем у молодых людей. Почему эти модели активности меняются с возрастом, до сих пор полностью не понятно. 

Одна из теории заключается в том, что с возрастом люди больше полагаются на имеющиеся у них лингвистические знания, поэтому в центре внимания оказываются обмены между сетями, в то время как молодые люди больше полагаются на свою быструю рабочую память и процессы когнитивного контроля. 

«На структурном уровне снижение уровня серого вещества в мозге также может сыграть определенную роль, что компенсируется обменом между сетями», – заключает автор исследования Сандра Мартин (Sandra Martin).

Авторы другого исследования утверждают, что активное обучение в раннем возрасте формирует мозг взрослого человека.