Генная терапия против опухоли головного мозга

Ученые получили весьма обнадеживающие результаты применения генной терапии для лечения глиобластомы. Тесты в пробирке и в естественных условиях на мышах показали четкие результаты. Генная терапия – это метод, который выборочно атакует опухоль, и может дать надежду в борьбе против этого типа смертоносной опухоли, для которого хирургическое вмешательство практически невозможно, а химио- и лучевая терапия неэффективна. Исследование было опубликовано в научном журнале Oncotarget.

генная терапия, рак, головной мозг, глиобластома, Oncotarget
(с) scicasts.com

Антонелло Малламиси (Antonello Mallamaci) с соавторами опубликовали весьма обнадеживающие результаты по применению генной терапии против глиобластомы. Диагноз глиобластома буквально равен смертному приговору и означает конец жизни.

“Наш подход радикально отличается: мы вводим дополнительную копию данного гена в опухолевые клетки таким образом, чтобы нанести вред их репродуктивной способности и привести их к самоуничтожению”, – говорит Малламиси.

Идея этого исследования пришла к нему после нескольких лет изучения определенного гена под названием Emx2. Одна из особенностей этого гена заключается в подавлении пролиферации астроцитов во время эмбрионального развития. Глиальные клетки, в том числе астроциты, являются частью нервной системы, которые питают, защищают нейроны и регулируют их функцию.

“Мы знаем, что на ранних стадиях развития нервной системы формируются только нейроны, в то время как глиальные клетки начинают размножаться, когда нейронный рост практически завершен”, – говорит Кармен Фальконе (Carmen Falcone). “В предыдущих исследованиях мы обнаружили, что Emx2 выражается на очень высоком уровне в течение фазы нейронного поколения, в то время как его действие резко снижается, когда глиальные клетки начинают расти. Таким образом, ген контролирует рост астроцитов до определенного момента”.

Если он может блокировать астроциты, почему бы не попробовать и использовать его, чтобы блокировать глиобластому?

“Эти опухоли имеют много общего с астроглией”, – комментирует Малламиси, “отсюда идея использовать их».

Ученые начали проводить некоторые тесты в пробирке. В этих испытаниях почти во всех образцах опухолевая ткань буквально развалилась менее чем за неделю.

Исследователи начали свой первый опыт на мышах в естественных условиях. Чтобы предотвратить повреждение здоровых клеток, нейронов и астроцитов, они выбрали определенный участок ДНК,  на который воздействует терапевтический ген,  активирующийся только в опухолевых клетках, но не атакующий другие клетки, и ученые получили такой же результат, как в тестах в пробирке.

Генная терапия основана на введении генов в геном специальных клеток  хозяина так, что эти гены могут функционировать внутри клетки путем заимствования его генетического аппарата.

Как генетический код добавляется в живую клетку?

Ученые использовали механизмы, перенятые у вирусов. Вирусы являются особыми существами: хотя у них есть свой собственный геном, они не в состоянии дублировать и воспроизводить его. По этой причине они проникают в клетки и вставляют свою собственную ДНК в геном хозяина, так что клетка начинает работать на них путем дублирования их генов, а также проводить формирование других вирусов.

“Делая вирус безвредным, то есть путем опорожнения оболочки, содержащей его геном, и, наполняя его терапевтическим геном, мы можем добавить новые гены или усовершенствованные версии эндогенных генов в клетку хозяина”, – объясняет Фальконе.

Это именно то, что Малламаси с соавторами и сделали, они ввели особо активную версию Emx2 в опухолевые клетки. Результаты были однозначными и продемонстрировали, что Emx2 способен убивать клетки, по крайней мере, четырех различных типов глиобластомы как в пробирке, так и в естественных условиях у грызунов, не повреждая здоровые клетки нервной системы. Теперь ученые планируют расширить испытания в естественных условиях на другие формы глиобластомы.

Авторы другого исследования утверждают, что гены собаки дают представление об опухоли головного мозга человека.

Falcone, Carmen; Daga, Antonio; Leanza, Giampiero; Mallamaci, Antonello; Falcone, Carmen et al. (2016) Emx2 as a novel tool to suppress glioblastoma // Oncotarget vol. 5