Гены собаки дают представление об опухоли головного мозга человека

Просмотров: 86

Опубликовано 17.05.2016, 10:08 (мск) Клара Галиева в Биология, Генетика, Новости, Онкология

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (1 баллов, в среднем: 5,00 из 5)

Изучение генетики собак поможет исследователям пролить свет на опухоль головного мозга человека. Глиома является агрессивной формой опухоли головного мозга. Она развивается быстро и редко излечима. Глиома развивается из глии, эти клетки называются опорными клетками центральной нервной системы (головного и спинного мозга). Выживаемость больных зависит от типа глиомы и возраста пациента. Уровень 2-летней выживаемости составляет менее 15% для наиболее распространенной формы глиомы — глиобластомы.

глиобластома, собаки, гены, PLOS Genetics

© commons.wikimedia.org

Некоторые породы собак также восприимчивы к этой группе опухолей заболеваний. Брахицефалические породы собак, такие как боксеры, терьеры и бульдоги, имеют повышенный риск развития опухоли. Клеточный состав опухоли у собак поразительно напоминает опухоль у человека и развивается с одинаковой скоростью — 15 случаев на 100 000 собак и 20 на 100 000 у человека.

Использование собак для изучения заболеваний человека оказалось невероятно полезным. Животные разделяют большую часть нашей ДНК, живут в подобных условиях и часто имеют одинаковые заболевания. Исследователи под руководством Катарины Труве (Katarina Truvé) попытались выделить гены, которые могут быть ответственны за восприимчивость некоторых пород к глиоме.

Различные породы, предрасположенные к глиоме, тесно связаны между собой, но не все они показывают высокую восприимчивость. Например, мопсы и пекинесы не имеют такой же уровень риска глиомы, как боксеры и бульдоги. Ученые надеются, что ответственные геномные области могут быть идентифицированы путем сравнения пород.

В общей сложности, ученые исследовали геномы 25 пород собак. Кровь брали у 39 собак с диагнозом глиомы и у 141 контрольной собаки. Результаты, опубликованные в научном журнале PLOS Genetics, подробно установили три гена, связанные с восприимчивостью к опухоли — CAMKK2, P2RX7 и МОПР. Хотя точные роли генов до конца не изучены, известно, что они присутствуют как у собак, так и у людей.

CAMKK2 — этот ген в основном экспрессируется в головном мозге и участвует в процессах обучения и памяти, роста и движения нейронов и образования новых синапсов.

P2RX7 — этот ген кодирует рецептор, который влияет на гибель клеток, регулируя движение молекул между и внутри клеток. Играет определенную роль в некоторых видов опухоли, но его точная роль в болезни пока не изучена.

МОПР — белок, кодируемый этим геном, помогает инициировать процесс превращения мРНК в белки. Это также связано с повышенной частотой некоторых видов опухоли.

Для дальнейшего изучения активности генов ученые сравнивали опухолевую ткань с нормальной тканью.

Профессор Карин Форсберг Нильсон (Karin Forsberg Nilsson), профессор кафедры иммунологии, генетики и патологии, говорит: «Мы обнаружили, что один из генов [CAMKK2] показал пониженную активность в опухолевой ткани. Эти результаты указывают, что дальнейшие исследования роли этих трех генов в процессе развития глиомы будут представлять большой интерес».

Дальнейшее изучение этих трех генов углубит наше понимание о глиоме и поможет разработать эффективные методы лечения этой разрушительной болезни.

Авторы другого исследования заявили, что обнаружили слабое звено в опухоли головного мозга.

Truvé, Katarina; Dickinson, Peter; Xiong, Anqi; York, Daniel; Jayashankar, Kartika et al. (2016) Utilizing the Dog Genome in the Search for Novel Candidate Genes Involved in Glioma Development—Genome Wide Association Mapping followed by Targeted Massive Parallel Sequencing Identifies a Strongly Associated Locus // PLOS Genet — vol. 12 (5) — p. e1006000

Должность — Автор новостного блока.

Врач-невропатолог. г. Санкт-Петербург.