Многие из нас в школе или на работе не могли сосредоточиться, и было ощущение, что наш мозг просто отказывается работать. Но согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университета Саарланда в Германии, короткий дневной сон может повысить работу мозга. Дневной сон в течение примерно 45-60 минут улучшает качество обучения и память в пять раз, заявляют ученые.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовал 41 человек. Им был показан список из 90 отдельных слов и 120 неродственных пар слов и их попросили запомнить их.
«Пара слов может, например, быть «молоко-такси». Участникам тяжело запомнить эту пару слов, они никогда раньше не слышали именно эту комбинацию слов. Поэтому они должны использовать доступ к конкретной памяти гиппокампа», — объясняет Алекс Меклингер (Alex Mecklinger).
После запоминания половине участников предложили поспать 90 минут, в то время как остальные смотрели видео.
Деятельность мозга у участников измеряли с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), пока они спали, акцентируя основное внимание на всплеск активности в регионе гиппокампа, который играет ключевую роль в консолидации памяти.
Далее, все участники должны были пройти тест, чтобы вспомнить слова и пары слов. Исследователи обнаружили, что, по сравнению с участниками, которые смотрели видео, те, кто дремал в течение приблизительно 45-60 минут, выполнили задание в пять раз лучше.
Результаты научной работы
Короткая дремота не связана с улучшением памяти, например, способностью запоминать телефонные номера, говорят ученые. По словам исследователей, эти результаты показывают, что короткий сон повышает ассоциативную память — способность запоминать связь между словами, которые связаны между собой, например, имя человека, с которым мы только что познакомились.
«Короткий сон в офисе или в школе значительно улучшит качество обучения. Везде, где люди обучаются, мы должны подумать о положительных эффектах сна», — комментирует свои выводы Меклингер.
Литература
Studte, Sara; Bridger, Emma; Mecklinger, Axel (2015) Nap sleep preserves associative but not item memory performance // Neurobiology of Learning and Memory — vol. 120 — p. 84-93