Ученые обнаружили связь между рассеянным склерозом и микрофлорой кишечника

Авторы нового исследования считают, что бактерии, живущие в кишечнике, могут дистанционно воздействовать на активность клеток головного мозга, которые контролируют воспаление и нейродегенерацию. Используя доклинические модели рассеянного склероза (РС), а также образцы от больных с РС, ученые нашли доказательства того, что изменения в рационе питания и кишечной микрофлоры могут оказывать влияние на астроциты в головном мозге и, следовательно, приводить к нейродегенерации. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature Medicine.

рассеянный склероз, Nature Medicine, микрофлора кишечника, триптофан
Иммунофлуоресцентное изображение мозговой ткани человека, полученное от пациента с рассеянным склерозом. Астроциты (синий), арил-гидрокарбоновые рецепторы (красный) и фосфорилированный преобразователь сигнала и активатор транскрипции 1 (зеленый) (с) Jorge Ivan Alvarez, из Department of Pathobiology, School of Veterinary Medicine, University of Pennsylvania, Пенсильвания, США.

«Мы впервые смогли определить, что пища обладает дистанционным контролем над воспалением центральной нервной системы», – сказал автор исследования Франсиско Кинтана (Francisco Quintana). “То, что мы едим, влияет на способность бактерий в нашем кишечнике продуцировать молекулы, некоторые из которых способны переноситься по всему организму, вплоть до головного мозга. Это открывает области, которые до сих пор не были известны, и помогает понять, как кишечник контролирует воспаление головного мозга».

Авторы предыдущих исследований выдвигали гипотезу о наличие связи между микробиомом кишечника и воспалением головного мозга, но как эти два аспекта – диета и микрофлора кишечника – взаимосвязаны друг с другом, не было известно. Для изучения этой связи Кинтана с соавторами выполнили измерение транскрипционной активности гена астроцитов (звездчатые клетки, которые располагаются в головном и спинном мозге) в модели на мышах с рассеянным склерозом для выявления молекулярного пути, участвующего в воспалении. Ученые обнаружили, что молекулы, полученные из поступающего с пищей триптофана (аминокислота, которой богата индейка и другие продукты) воздействуют на этот путь, и при присутствии этих молекул в головном мозге астроциты были способны ограничить воспаление. В пробах крови у пациентов с РС авторы исследования обнаружили снижение уровня триптофана.

“Дефицит кишечной микрофлоры, дефицит в рационе питания или неспособность поглощать эти продукты  кишечной флорой или транспортировать их из кишечника – любой из этих компонентов может привести к дефициту триптофана, что способствует прогрессированию заболевания», – сказал Кинтана.

Авторы другого исследования утверждают, что йога и водные упражнения могут помочь в борьбе с рассеянным склерозом.

Rothhammer, Veit; Mascanfroni, Ivan D; Bunse, Lukas; Takenaka, Maisa C; Kenison, Jessica E et al. (2016) Type I interferons and microbial metabolites of tryptophan modulate astrocyte activity and central nervous system inflammation via the aryl hydrocarbon receptor // Nature medicine