Группа исследователей и клиницистов из Сингапура обнаружили, что дети, с которыми с младенчества говорят на двух разных языках, превосходят в умственных способностях своих сверстников, с которыми говорят только на одном языке. Результаты исследования опубликованы в журнале Child Development.
Исследование проводилось в рамках долгосрочного возрастного когортного исследования сингапурских матерей и их детей — GUSTO – seminally. Умственные способности шестимесячных детей, с которыми общались на одном языке или на двух языках, оценивались с помощью определения «фактора предпочтения новизны». Этот фактор является показателем высокого развития когнитивных навыков, то есть те дети, которые быстрее начинают скучать при виде уже знакомых им образов, имеют больше шансов показать в будущем высокие результаты в формировании понятий, невербальной коммуникации, богатстве и выразительности речи и IQ.
В ходе эксперимента полугодовалым детям демонстрировались цветные изображения животных. Исследование показало, что дети, с которыми общались на двух языках, начинали скучать при виде знакомых образов быстрее, чем дети из одноязычных семей.
Доцент кафедры психологии Национального университета Сингапура Лейер Сингх, ведущий автор этого исследования, пишет: «Одной из самых больших проблем исследований в младенческом возрасте является сбор данных. Метод визуального привыкания оказался очень информативным, он занимает всего несколько минут и использует то преимущество, что младенцы делают это естественно, они быстро интересуются новыми образами, а затем быстро переходят на что-то другое. Даже при том, что это довольно простая задача, визуальное привыкание является одним из немногих показателей в младенчестве, предсказывающим уровень когнитивного развития в будущем».
Двуязычный ребенок сталкивается с более новой и разнообразной лингвистической информацией, чем его одноязычные сверстники. Для шестимесячного младенца в двуязычном доме это не просто изучение другого языка — это обучение на двух языках. Они учатся различать образы: слуховые, визуальные, действия сразу на двух языках. Вполне возможно, что для обучения на двух языках сразу требуется больше эффективности обработки информации, младенцам приходится развивать свои когнитивные навыки, чтобы справляться с этой проблемой.
«Обучение двум языкам повышает эффективность обработки информации у детей, — Лейер Сингх, — поэтому дети-билингвы имеют нейрокогнитивное преимущество перед другими детьми, несмотря на все трудности двуязычия».
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Singh, Leher; Fu, Charlene S L; Rahman, Aishah A; Hameed, Waseem B; Sanmugam, Shamini et al. (2014) Back to Basics: A Bilingual Advantage in Infant Visual Habituation.// Child development
Врач кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей